В 1969 году в голландская газета De Telegraaf отправила своего фоторепортера Нико Костера документировать протестную политическую акцию, устроенную молодой художницей Йоко Оно из международной группы Fluxus и ее мужем Джоном Ленноном. Джон и Йоко решили не выходить последнюю неделю медового месяца из своего номера 902 в отеле Hilton в Амстердаме, протестуя тем самым против войны во Вьетнаме и насилия в современном мире. Эта была их первая протестная акция, сразу превратившая Леннона из
Теперь 20 снимков из той знаменитой сессии приехали в Москву и составили основу экспозиции в ММСИ. Маленькое пространство кураторы ММСИ выбрали с оглядкой на
Судя по снимкам, проблемы, связанные с приватностью и телесностью мало интересовали звездную парочку. Костер не включил в интерьер своей постановочной сессии нижнее белье и предметы личной гигиены, которые осчастливили бы любого поклонника-фетишиста, зашедшего в номер 902. Неделю двери были открыты для всех. Желающих было много. Одним из любимых снимков Костер считает тот, где радостный Леннон, слегка повернув лицо к окну,
Джон и Йоко на ч/б снимках изображены в таком пуританском виде (в пижаме и ночной рубашке с длинным рукавом), что кажется, что они издеваются над сексуальной свободой
Однако Костер ставил задачу отобразить не только взросление и обуржуазивание бунтарей, но и конец эпохи
Московский проект включает не только знаменитые снимки, но и повтор акции с современными медийными лицами: политиком Ириной Хакамадой и художником Сергеем Бугаевым-Африкой, в коллекции которого тоже есть банка Кэмбл, присланная
Вторая часть проекта Костера заполнила оба зала в галерее Ravenscourt. На цветных снимках Хакамада и Африка в гостиничных махровых халатах, в основном, лежат в кровати. Выбор Костером цветной пленки никак не связан с экспериментами с цветом, он просто указывает на дистанцию в 40 лет. Ирина Хакамада, разыгрывая постельную историю, выстраивает образ счастливой новобрачной. Ее обворожительная улыбка и кокетливые позы сильно контрастируют с образами решительно настроенных на борьбу Джона Леннона и Йоко Оно. (Несколько снимков из первой части проекта включены в экспозицию.) Конечно, не обошлось без дублирования лозунгов западных шестидесятников («BED PEACE» и HAIR PEASE«). Но что касается вечных общественно-политических тем, к примеру, свободы в визуальном воплощении Хакамады и Африки (они стоят с растяжкой «Где свобода?»), то зрителю трудно представить себя с камнем в руке и пойти на баррикады. Некоторым лозунгам парижской студенческой революции 68 года подобная провокация удавалась: «Je t′aime! — Oh!
Кроме фотоснимков в экспозицию включены и наивные рисуночки моделей, на которых изображены тюльпаны (один раскрытый и тянется вверх, другой опустил бутон вниз) и двойной автопортрет с матисовским округлым контуром линии, и те самые серьезные политические лозунги. Не обошлось и без иероглифа, судя по подписи, обозначающего энергию духа.
Вся художественная продукция развешана на черной стене галереи, но за счет правильно выбранного формата (
Пришедший на открытие Олег Кулик, потрясая бородой, радостно сказал, глядя на фотографию Джона и Йоко: «Настоящие!».
Так вот. Энергия
Чего не скажешь об энергии