Любоваться женским телом в полумраке — это умение, которым владеет не каждый. Франтишек Дртикол (
© Франтишек Дртикол
Саломея — одна из модных тем «конца века» (XIX). Благодаря Оскару Уайльду. Графика Обри Бердсли, опера Рихарда Штрауса, «танец семи покрывал» в исполнении Иды Рубинштейн… И, конечно, фотографии Дртикола. Ведь «Саломея» — одна из частых тем его снимков. Но Дртикол совершил эволюцию от гастрономического набора эпохи символизма к визуальному языку авангарда.
Дртикол экспериментировал с моделью, как никто до него. Он знал: можно поставить девушку на наклонную плоскость, заставив ее поднять руки (крайне неудобная поза), а затем отрезать ей голову (рамкой кадра, разумеется) — и все это для того, чтобы посмотреть, какую тень будет отбрасывать на плоскость ее тело, и как эта тень будет вести себя в тщательно очищенном пространстве изображения. Тело тут — лишь элемент формального эксперимента.
Голое женское тело представлено на его лучших снимках как чистая форма. Дртикол исследовал фотографическое пространство при помощи «нюшек» так же, как какой-нибудь Малевич исследовал живописное пространство при помощи геометрических форм. Очевидно, правда, различие в идеале: для Малевича — черный квадрат, для Дртикола — красивая женщина. Каждому свое.
Тело всегда остается телом. А не квадратом или треугольником. Оно сохраняет свою сексуальную притягательность. И все формальные эксперименты Дртикола не уничтожают, но подчеркивают эротическую привлекательность модели. Какой-нибудь кусок туловища с возвышающейся над ним левой грудью просто-таки сияет во мраке, а вся фотография носит претенциозное название «Снежная волна». Так Дртикол стал одним из лучших фотографом тридцатых — эпохи ар деко. Он использовал авангардные приемы, чтобы подчеркнуть красоту избранного им объекта. Обнаженного тела.