Одно дерево в Петергофе — это одно дерево. Но три дерева — это уже трио. А, значит, многоголосие и разноголосие. Почувствовать глубину черно-белой фотографии можно на выставке Станислава Чабуткина. Это уже четвертая выставка из серии «Субъективный Петербург» в галерее «ФотоСоюз».
Клочья травы, торчащие
Субъективный Петербург Чабуткина — город раннего утра. Он состоит из полосок песка на берегу Финского залива, из деревьев и фонтанов Петергофа, из панорамы Грибоедовского канала. В этой панораме размещаются крыши, купола, дымящие трубы. И все линии сходятся, как и положено, в одной точке, и в этой точке горит солнце.
У Святослава Пономарева светит не солнце, а сами предметы. Его выставка называется «Сияющая тьма», она открылась в фотогалерее «им. братьев Люмьер». Представленные снимки сделаны через цветные фильтры, потом отсканированы и распечатаны. Пономарев подолгу всматривается в придорожные камни и растения, в пересечение железнодорожных путей. Металл, камни и опавшие листья становятся органичным единым пространством, способным излучать. Вокруг ночь, но свет льется
И в результате Пономарев увидел фантастический ландшафт, в котором всему придается особое значение. Фотограф увеличивает если не сами предметы, то их значение. На одной работе две горизонтальные трубы заполняют все пространство, а их встреча становится линией горизонта. Получается индустриальный пейзаж из двух плоскостей. Золотого цвета.
«Искусство — это мусор в пространстве бытия, это тень, — говорит фотограф. — Но этот мусор — единственная форма существования человеческой жизни». Он помогает увидеть другую реальность.