Многие спрашивают, почему рецензия на «Фотографию как…» появилась на сайте только сейчас. Потому что юбилей — в начале года вышло
В ряду «воображаемых фотографий» и «воображаемых фотографов» из «Фотографии как…» появилась виртуальная фигура «воображаемого
«Можно доказать, что фотография эта гениальна или же, что она никуда не годится», — пишет автор. Речь идет о снимке № 606, который он включил в свою коллекцию как один из самых важных. Книга написана, а доказательств «важности» нет. А какие нужны? Обсуждая возможность фотоискусства, автор начинает так: постараемся доказать, что фотографическое изображение не тождественно изображаемому объекту. В переводе на обычный язык это значит: если в руках у человека снимок паровоза, то это не сам паровоз. И вроде бы доказывает, правда, для этого понадобилась целая глава «Возможность художества». Тут же из сюжета с художником К.Брюлловым автор заимствовал магическое
Автор хотел объять необъятное, потому под ее обложкой совместились три текста: по эстетике изображения, по системе обучения и по репортажной фотографии.
В основу первого положена идея о том, что фотография такое же изображение реального мира, как и произведения графики и живописи. Это неверно. Графика и живопись — рукотворные изображения, фотография — машинное. Форму (очертание) предмета, пространство, ее окружающее, художник создает вручную. Фотограф и то, и другое получает готовым в кадре. Поэтому неправильно автоматически переносить закономерности и приемы из живописи в фотографию (например, вести работу над кадром по схеме
В предлагаемой системе обучения основной метод — графический, диаграммы из черных и белых кружочков, квадратиков на белой бумаге. Но их взаимодействие на плоскости — это одно, а взаимодействие реальных форм в зрительном пространстве — другое. Не продуктивнее ли использовать конкретные фотографии? На основе таких диаграмм и зрительной иллюзии иррадиации строится картина обратной тональной перспективы (мировая наука проспала!).
Область репортажной фотографии выделил сам автор (хотя разделение кажется несколько искусственным) — у него прямо сказано: книга посвящена теории
По мнению автора, такая фотография способна к фантазии, часто показывает то, чего не было. Допустим. Но с тем, что скудость информации на снимке оборачивается богатством придуманного нами содержания, согласиться трудно. Придуманного содержания в описании снимков много: зонтик в руках девушки начинает двигаться, поднимается и в конце концов взлетает (№ 600); женщина говорит не по телефону, а как бы со стеной (№ 583); фигура юноши вырастает из женских юбок будто цветок (№ 580) (где эти юбки на снимке?), а столик в кадре № 570 якобы воспринимается как часть дивана, повисшая в воздухе,
Ученики автора считают, что у нас нет книг по теории фотографии, а труд «Фотография как…» — единственный по этой части.
Давайте посмотрим, что у нас выходило за последние
В книге того же автора «Система моды»(2003) в разделе «Статьи» помещен основополагающий для нашей темы текст «Фотографическое сообщение».
В прошлом году увидел свет перевод первого тома «Новой истории фотографии» (Х1Х век; второй обещают выпустить в конце этого года), среди глав там есть такие, где внимание обращено на бытовавшие тогда теоретические концепции.
Теоретическим вопросам, связанным с фотографией, посвящена книга Е.Петровской «Антифотография» (2003). Такого же рода статьи помещаются в редактируемом ею журнале «Синий диван».
В книге В.Нурковой «Зеркало с памятью. Феномен фотографии» (2006) проводится широкий
Участникам дискуссии может оказаться полезной книга английского искусствоведа Б.Тейлора «ART TODAY. Актуальное искусство 1970–2005» (русский перевод — 2006), там есть весьма информативная глава «Фотография как искусство».
В книге питерского искусствоведа А.Фоменко «Архаисты, они же новаторы» (2007) глава «Медиаживопись» целиком посвящена творчеству А.Гурски. Считаю образцовым данный в ней анализ творческой биографии современного фотохудожника.
Наконец, профессор петербургского университета В.Савчук, активный участник фотографической жизни в северной столице, в уже упоминавшейся в дискуссии книге «Философия фотографии» (2005) исследует роль фотографии в современном искусстве, жизнь фотографического образа, взгляды на фотографию Ф.Ницше и Э.Юнгера. Вторая половина книги посвящена анализу творчества современных фотографов Петербурга.
Кроме того, изданы избранные тексты А.
Книги по истории отечественной и мировой фотографии чрезвычайно важны как источник иконографического материала — и для уже сложившихся фотографов и особенно для тех, кто учится фотографии. Кто познакомился с творчеством шотландца Д.Хилла (который взялся за камеру спустя четыре года после обнародования изобретения), никогда не скажет, что совершенство композиции сначала было не свойственно фотографии.
Такой вот культурный контекст.