В Польше в организации фестивалей пробуют себя сразу пять городов — Варшава, Краков, Лодзь, Познань и Бельско Бяла. Но настоящая конкурентная борьба разгорается между Краковом и Лодзью. В этом году оба фестиваля отрылись практически одновременно, 6 и 7 мая.
Лодзь
В прошлом году лидерство было на стороне Лодзи. О фестивале «Юмор, абсурд, ирония» говорят до сих пор. «Взрывы смеха, хохот, хихиканье, острота, юмор, шутки, шалости…. Над чем мы смеемся в сегодняшнем мире? И почему? 28 художников из разных стран мира пытаются разделаться со всем чересчур нудным, серьезным и патетическим. Хотя смех не всегда бывает смешным», — так описали кураторы замысел мероприятия. А для рекламы фестиваля был выбран провокационный визуальный ряд: яркие фотографии Цезаря Захаревича (Cezary Zacharewicz), на которых игрушечные человечки совершают разные манипуляции над кусками свежего мяса, колбасами и отрезанными органами. И все это ради борьбы за внимание зрителей и критиков.
В этом году лодзинские кураторы выбрали не менее горячую тему — любовь. «Нам всем нужна любовь. Мы не хотим жить без любви. Любовь для нас — словно кислород. Разве можно представить такое состояние, когда мы не будем ничего чувствовать к другим людям?», — пишет во вступительном слове Кшиштоф Кандрович, директор Международного фестиваля фотографии и Центра искусства в Лодзи. Время изменяется, но любовь — это то, что позволяет нам почувствовать жизнь. Так как же видят и понимают любовь в ХХI веке?
В лодзинский Центр искусства на участие в фестивале пришло более тысячи заявок со всего мира. Однако, по словам Кшиштофа Кандровича, в большинстве работ доминировала проблематика, связанная с ностальгией и одиночеством, и были показаны скорее желание и потребность в любви, нежели утверждение и актуальное переживание любви. Может быть, это и есть ответ на вопрос, как мы видим и понимаем любовь в ХХI веке.
Из представленных в главной программе фестиваля проектов стоит выделить серию фотографий «Дни с моим отцом (2006–2009)» американца британского происхождения Филиппа Толедано (Phillip Toledano). Это грустный дневник о том, как фотограф провел три года, ухаживая за своим умирающим отцом. В своих фотографиях и сопровождающих комментариях автор рассказывает о своем
Одно из главных мест в экспозиции Центра искусства заняли фотографии белорусского автора Игоря Савченко. Сделанная с начале
Анна Штейншлейгер (Anna Shteynshleyger), представлявшая в главной программе фестиваля одновременно Россию и США, показала
— Почему ты не любишь, чтобы тебя жалели?
— Я не знаю.
— Может быть, если человека все время жалеешь, то это значит, что ты его любишь. Я вот всегда думаю, как у тебя все будет, как у тебя все сложится, так хочется, чтобы у тебя было все хорошо.
— Я не знаю, о чем ты говоришь. Понимаешь, в чем дело. Дело в том, что я не понимаю этих женщин.
Визуальный дневник и типология оказались теми формами репрезентации, которые использовались фотографами чаще всего. А из представленных тем фокус был сделан не на романтических историях любви, как можно было бы ожидать, а на эмоциональном измерении семейной жизни: взаимоотношениях детей и родителей, мужа и жены, об ощущении одиночества внутри семьи, о взрослении, старении, умирании. А выставочные проекты, не вошедшие в главную программу фестиваля, еще больше расширяют и размывают тему любви до исследований медитации, трансценденции, толерантности.
Краков
Организаторы Краковского месяца фотографии пригласили в Польшу британца Мартина Парра — одного из самых ярких мастеров современной европейской фотографии. Почетный гость Краковского фестиваля стал известен благодаря своей ироничной серии «Последний курорт: фотографии
В 1994 году вокруг вступления Парра в «Магнум» разгорелся скандал. Мастер военного репортажа Филипп Джонс Гриффитс в открытом письме заявил: «Принять Мартина Парра в агентство — не означает поддержать разнообразие взглядов и подходов, но означает отвергнуть все те ценности, которыми всегда руководствовался „Магнум“ и которые дали агентству тот статус в мире, который оно имеет сейчас». Парра приняли с перевесом в один голос, что означало пересмотр гуманистической традиции документалистики и признание необходимости двигаться к новым формам репрезентации. Парр быстро вошел в тройку самых коммерчески успешных членов агентства. Его энтузиазм и работоспособность не угасают: он преподает, снимает фильмы, коллекционирует фотографии, курирует выставки, находит и поддерживает новых авторов, издает книги. На счету Парра уже около 50 книг, включая «Фотокнигу: история», написанную совместно с Герри Баджером. Этот двухтомник, ставший итогом восьмилетней работы, посвящен истории книг о фотографии, начиная с XIX века и до сегодняшних дней, — беспрецедентный проект в области истории фотографии.
В Краков Парр приехал для того, чтобы знакомить польскую общественность с британской фотографией.
Переступив порог информационного центра фестиваля, посетители попадали в гущу дебатов об актуальном состоянии британской фотографии. Мультимедийный проект под названием «Актуализация. UK» включал девять видеоинтервью с влиятельными игроками рынка фотографии в Великобритании: кураторами, фотографами, редакторами журналов и преподавателями ведущих учебных заведений. Все они пытались выделить, с одной стороны, наиболее важное достижение в области фотографии за последние 10 лет, а с другой стороны, назвать несколько имен фотографов, которые заявили о себе в последние годы и с которыми можно связывать надежды в развитии британской фотографии. Портфолио названных фотографов можно было сразу же посмотреть в соседнем зале. А специальный стенд с книгами давал возможность подержать в руках и полистать издания, выделенные экспертами как наиболее значимые.
В здании Национального музея Кракова разместилась главная выставка фестиваля «Факты из жизни. Британская фотографии 1974–1997», в которой были собраны работы десяти самых известных авторов второй половины ХХ века. В одной из статей фестивального каталога, посвященной истории британской фотографии, автор Билл Кувенховен иронично разделил всю
Там можно было видеть и
Неожиданным, но безусловным фаворитом польской публики оказался британской фотограф Марк Пауэр (Mark Power) с яркой персональной выставкой «Мелодия двух песен», целиком посвященной Польше. Живописность, безупречность композиционных решений и качество печати огромных широкоформатных фотографий Марка Пауэра отметили даже самые придирчивые критики.
Вопрос, вокруг которого выстраивалась концепция фестиваля: существует ли британская фотография как нечто отдельное, обладающее уникальными чертами, особым национальным стилем? Можно предъявить претензию к самой постановке вопроса: допустимо ли вообще обсуждать национальную специфику в фотографии в современном глобализированном мире. Как вообще определить, что такое «британская фотография»: созданная только британцами? Только о Британии? Или то и другое сразу? Тем не менее, критики настаивают, что говорить о специфике британского фотографического взгляда возможно: это привычка внимательно наблюдать знакомые вещи и дистанцироваться в то же самое время, иронично относиться ко всему, включая то, что дорого и любимо, и прежде всего к самим себе. Для британских фотографов всегда актуальной остается проблема идентичности и вопрос, что значит быть британцами. Темами фотопроектов становятся собственный дом и окрестности, привычки, ритуалы, что в итоге выливается в визуальную антропологию самих себя. Примером здесь может быть многократно отмеченный критиками проект Саймона Робертса (Simon Roberts) «Мы англичане» (2009), сочетающий в себе социальный документ с любимой британцами ландшафтной фотографией.
После праздника
Любой фотофестиваль — это не только выставки и показ слайдов, но и множество сопутствующих мероприятий:
Нам же пора готовиться к поездке в литовский Каунас, где в сентябре пройдут главные мероприятия начавшегося в июне фестиваля. В Каунас собирается приехать и Мартин Парр, чтобы представить подготовленную им книгу литовского фотографа Рималдаса Викшрайтиса, которого Парр в прошлом году номинировал в качестве «открытия года» на престижном фестивале