Вторая Фотобиеннале Русского музея еще через полгода, и коротая время до большого события, музей время от времени балует петербуржцев несенсационными, но достойными фотовыставками. «Увиденное» Биргит Фрейби Бейтман – это около семидесяти работ, сделанных в путешествиях по всему миру, в том числе, в Москве.
Биргит Фрейби Бейтман не кокетничает и не скрывает своего возраста, она открыта и доброжелательна, беседуя на вернисаже со всеми, кто к ней обращается – столько, насколько хватает у собеседника вопросов или восторгов. Так же открыта она и в своем тексте для каталога, и в интервью, рассказывая о своем творчестве.
Послевоенная Германия, эмиграция семьи в Ванкувер, в 16 лет – первая камера, – отцовский фотоаппарат, постоянная практика. Однако фотография долго остается «подспорьем» для живописных и прикладных абстрактных работ Бейтман. Первый цельный фотопроект, для себя, она исполняет 1967 году, путешествуя в одиночестве по Европе, изучая прошлое семьи и документируя поездку. Переехав в Онтарио, где преподает живопись и фотографию, Бригит Фрейби знакомится с Робертом Бейтманом – одним из самых известных художников-анималистов, и тот становится ее мужем. Сопровождая его в многочисленных творческих командировках по всему миру, Бригит Фрейби продолжает фотографировать. Репортаж о своих впечатлениях вплоть до конца девяностых она не систематизирует и мыслей о том, чтобы выставить их, у нее не возникает.
«Работы собраны в серии специально для выставки в Русском музее. Когда я фотографирую, не думаю о каком-то проекте, а чувствую себя скорее как репортажный фотограф. Куда бы я ни ехала, я постоянно снимаю, снимаю, снимаю. Никакой заранее продуманной идеи у меня не бывает. Я всего один раз работала в студии, создав серию постановочных фотографий. Вообще я не вмешиваюсь в происходящее – снимая в городе или на природе. И лишь раз позволила себе создать что-то вроде рукотворной реальности – опустила в воду и вытащила на улицу дверь со стеклом, чтобы оно покрылось морозным узором». Очень долго Бейтман не могла отказаться от пленочного Canon EOS1, но, в конце-концов, сдалась на милость цифровых технологий, и с тех пор много времени проводит за компьютером.
В 1998 году писатель Питер Матиссен просит у Бейтман ее фотографии в качестве иллюстраций для своей книги об Антарктиде «Конец Земли». «И тогда я подумала – если мои фотографии будут опубликованы в книге знаменитого автора, мне необходимо приобрести какую-то известность, статус, чтобы за мои именем что-то стояло. И тогда я стала выбирать из фотографий то, что мне казалось достойным публичности. Первая выставка состоялась в двухтысячном, и с тех пор они проходят ежегодно».
Выставка мужа Бригит Фрейби, Роберта Бейтмана, проходила в Русском музее три года назад. В этот раз он сопровождал свою супругу, и на открытии выставки преподнес в дар музею картину «Амурский тигр», написанную специально для этого случая. Бейтван – художник-реалист, и многие зрители оказались дезориентированными, принимая его картину за фотографию. Интересно, что работы самой Бригит Фейби менее «реалистичны». Даже на фотографиях репортажного характера в первую очередь обращаешь внимание на цвета и фактуры. Но чаще это – абстракции: и тогда когда, она снимает стены состарившихся зданий, или заснеженные пейзажи, и тогда, когда ее взгляд задерживается на людской толпе, фрагментах памятников, отражениях, венецианских масках, или стае птиц.