Русский Аванград. Из собрания Российского государственного архива литературы и искусства. Вступительная статья Т. Горяевой, A. Сарабьянова. Биографии художников и каталог: E. Гаспарова, T. Горяева и др. Москва: РГАЛИ , 2004. ISBN 5-7709-0303-1.
31 х 25 cm, hardbound, dust-cover, 164 p., Russian/English, incl. 200 b/w and color ill.
Книга была подготовлена Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ) в рамках программы «Изобразительные источники РГАЛИ», проводимой при содействии Фонда Форда. Публикация книги была приурочена к проведению одноименной выставки Архива в Государственной Третьяковской галерее. Выход в свет этого издания дает новые возможности для изучения творчества мастеров русского и советского авангарда Владимира Татлина, Александра Родченко, Александры Экстер, Александра Веснина, братьев Штеренберг, Эля Лисицкого, Густава Клуциса и других. Эта книга вводит в научный и выставочный оборот более сотни памятников русского авангарда, малознакомых за пределами круга архивных исследователей.
«Русский авангард из собрания РГАЛИ» впервые публикует интереснейшие произведения фотографии, созданные в контексте русского авангарда, и обозначает современное отношение к фотографии в истории этого движения со стороны музейного и исследовательского сообщества в России. На страницах книги представлено 49 фотографий, и, кроме не публиковавшихся ранее вариантов знаменитой фотографической рекламы карандашей Pelikan Эля Лисицкого и его же портрета Ганса Арпа, остальные фотографии анонимны. Точнее, указано кто или что на них изображено и указано, что техникой, в которой выполнено изображение, является фотография. Таким образом, если это не Лисицкий или Родченко (который в данном издании представлен своими великолепными коллажами), то остальные авторы лишь хронографы развития русского авангарда, они запечатлевали облик художников, их произведения не более.
До сих пор фотография вне фокуса исследований русского авангарда. Она сопровождает его развитие в 1910-е-1920-е годы, но не воспринимается как неотъемлемая составляющая его процесса. Уже признана фотография 1920-х годов фотография советских конструктивистов, но истории фотографии русского авангарда пока не существует. Несмотря на прогресс в изучении русской фотографии начала ХХ века, наметившийся в последнее десятилетие, фотографии проекта Александры Экстер для кинофильма «Аэлита» (1923), запечатлевшие его так, что художественная идея считывается зрителем во всей полноте, публикуются сегодня с указанием только имени художницы. Цианотипия 1927 года Сергея Сенькина лишь часть коллажа Алексея Крученых; а фотографии 1922-1924 гг. в стиле Свищова-Паолы декораций и костюмов Александра Веснина есть лишь фиксирование идеи великого архитектора и сценографа. Действительно, многие фотографии из архивов художников не подписаны авторами, но даже рассмотрение воплощения авангардистских идей в фотографии пока еще не стало темой исследований.
В связи с этим, и открытие имен фотографов русского авангарда, и исследование развития фотографии русского авангарда откладывается на некоторый срок.