Вот уже второй раз подряд древний украинский город на берегу живописной Десны радушно принимает гостей международного фотографического фестиваля. Такое начало в старосветском стиле весьма подходит к месту проведения главного украинского фотособытия года — Чернигов хоть и близкая к столице Украины, но всё же, классическая провинция, чистая, милая, спокойная и как нельзя лучше соответствующая этому культурному событию.
Украина не Россия, как говаривал один известный политик недавнего прошлого, и не может соперничать по количеству проводимых фестивалей — Чернигов Фото Фест 2011 единственный большой украинский фестиваль фотографии, точнее сказать, единственный из ныне проводимых. Ведь это уже не первая попытка регулярного проведения подобных форумов и тут нужно отдать должное организаторам и их лидеру Ирине Рузиной, которым удалось аккумулировать достаточные финансовые средства и на ровном месте создать самобытный и полноценный по разнообразию программы форум.
Пока организаторы только ищут свою нишу в современной фотографии, и прошлогодний фестиваль был почти полностью посвящён пикториальной фотографии, благородным методам печати и оказался своеобразным слётом «печатников» и их очередной попыткой заявить о себе в качестве отдельного направления в современном фотоискусстве. Вероятно, в этот раз организаторы решили сделать программу жанрово более разнообразной и пригласили к участию ведущих украинских документалистов.
И в самом деле, такие люди как Александр Чекменёв, Анна Войтенко или Александр Гляделов в значительной мере определяют нынешнее лицо украинской фотографии, и игнорировать это, с точки зрения повышения интереса к фестивалю, было бы просто неправильно. Мне трудно судить о том, как организаторы представляли себе программу и баланс в ней между документальными и художественными проектами, но получилось так, что документальная фотография на фестивале попросту затмила всё остальное.
По-моему, неофициальным хедлайнером фестиваля стал киевский фотограф Александр Гляделов представивший часть своего большого документального проекта «Человек и тюрьма» — результата его многолетней подвижнической работы по тюрьмам и колониям всего бывшего советского союза. Гляделов не просто показывает ужасы существования в тюрьме, он делает мощные, и как это ни жутко звучит в данном контексте, красивые фотографии об ужасах этого существования. В своём документальном исследовании он прослеживает все этапы пути загнанного и затравленного дикого зверя от первого побрития головы до истощённых туберкулёзом трупов узников Архипелага. Вместе с тем, Александр Гляделов остается верен классической традиции — он всегда снимает на чёрно-белую плёнку и вручную печатает свои выставочные работы, доводя каждое изображение до совершенства, при этом красота отпечатка лишь подчёркивает драматичность увиденного.
Кроме экспозиционных проектов значительное место на фестивале было отведено под образовательные программы — состоялись кинопоказы, лекции и мастер-классы Александра Ляпина, Ирины Рузиной, Лолы Кантор, Михаила Каламкарова, Енса Олафа Ластена, Ирины Поповой и др. Мне довелось побывать на презентации новой книги наиболее харизматичной фигуры в нынешней украинской фотографии — Александра Чекменёва. Книга DONBASS вышла в свет совсем недавно в немецком издательстве Kehrer и содержит 60 чёрно-белых работ посвящённых тяжёлой жизни горняков на «копанках» — небольших нелегальных шахтах угольного бассейна Украины. Этот проект Чекменёв снимал более десяти лет предельно честно и самоотверженно, как умеет делать только он, глубоко погружаясь в тему — Саша жил с героями своих фотографий, спускался в подземелье добывать уголь, пил с ними и, без преувеличения, делился последним куском хлеба. При всей своей жёсткости, книга получилась очень тонкой, умной и сбалансированной — по словам автора, немалая заслуга в этом издателя и составителя — русского немца Андрея Кременчука. Завершает книгу прекрасный авторский эпилог на трёх языках, небольшую выдержку из которого я не могу не привести: «Было воскресенье. В доме, снаружи похожем на ветхий сарай, кипело веселье — отмечали день рождения хозяйки этой хаты. Шахтерке Любане исполнилось сорок девять лет. Поздней ночью веселье было в самом разгаре, народ пил, танцевал, гулял, как умел. В какой-то момент среди этого праздника парень, спавший на кровати в стороне от всех, молча поднялся, оделся в рабочую одежду и направился к выходу. Обув сапоги у порога, он накинул на плечи фуфайку, взял каску, коногонку и вышел из дому. Меня поразила эта сцена, и я спросил Любаню, куда он направился? «Да в свою шахту за угольком, куда же еще?» — ответила она. «Так ведь ночь на дворе!» — недоумевал я. Изрядно пьяная, уставшая именинница посмотрела на меня с улыбкой и тихо произнесла: «Под землей всегда ночь. В любое время суток».
Из других документальных проектов стоит отметить «В ожидании будущего» Йенса Олафа Ластена. Эта простая история из приморской жизни снятая панорамной камерой на цветную плёнку знакома любителям фотографии как победитель прошлогоднего конкурса Leica Oskar Barnack Aword. В «Прощании с Кежмой» россиянка Ирина Попова рассказала о последних днях небольшой сибирской деревни, а украинка Евгения Белорусец в своём проекте «Гоголевская, 32» — о житие-бытие в заброшенной киевской коммуналке. К сожалению, не порадовала ретроспектива Витаса Луцкуса — по моему мнению, один из отцов-основателей литовской школы фотографии заслуживал лучше подготовленной экспозиции.
Выставка «Зазеркалье. 150 лет спустя», составленная из репродукций фотографий Люиса Керролла из архивов Лондонской Портретной Галереи и репродукций же амбротипов россиянина Алексея Алексеева заявлялся организаторами как главный проект фестиваля. И хотя работы двух художников разных эпох были связаны между собой тематически, проект получился довольно сумбурным, а метафоричность зеркал, развешанных между работами, и вовсе удивила своей банальностью. В проекте трёх участников международного творческого объединения «Станковая фотография XXI» Михаила Каламкарова, Анны Блок и Ирины Рузиной под названием «Дневник сумасшедшего» можно было увидеть большое количество просто красивых изображений, мастерски снятых и чудесно отпечатанных. Лишь название вводило зрителя в заблуждение — никакого сумасшествия не было замечено — наоборот всё было очень академично и пристойно, за исключением отсутствия обозначающих авторство подписей под фотографиями. Ещё один выставочный проект «Пикториальная школа» был создан на основе очень искусных работ, в основном, днепропетровских фотографов, из которых наиболее приглянулись фотографии ныне живущего в Германии Семёна Просяка. Организаторы поступили очень правильно, отказавшись от стекла при оформлении фотографий в блоке экспозиций пикториальной фотографии и авторской печати, что дало возможность зрителю в полной мере насладиться благородством такой печати. Вместе с тем, к недостаткам фестиваля стоит отнести не всегда удачное оформление выставок, низкое качество экспликаций проектов и «бедность» экспозиционных площадок — неизбежно виной тому проведение такого представительского форума в небольшом городе, всё остальное, конечно же, приходит с опытом.
Особняком в программе фестиваля стоял блок выставок «Альтернативный взгляд», вероятно призванный частично заполнить нишу современной фотографии, которую можно охарактеризовать как близкую к актуальному искусству. Известный украинский фотограф Александр Ляпин создал свой кураторский проект «Главный урок» на основе индивидуальных мини-проектов участников недавно собравшейся творческой организации Украинская Фотографическая Альтернатива. Это был первый опыт созидательных совместных действий для широко-разрекламированной и скандально-известной УФА. Мне как участнику этой секты трудно судить о творческом успехе или неуспехе этого предприятия, одно можно сказать — выставка получилась бодрой и неформальной. Однако тот факт, что через несколько дней после открытия возмущённые нашими невинными картинками обыватели уничтожили часть экспозиции свидетельствует всё же об успехе. Среди участников экспозиции можно отметить уже ставшие классическими раскраски ныне живущей в Москве художницы и фотографа Виты Буйвид, очень лиричные и тонкие по цвету портреты друзей львовянина Юрия Салабая и в противовес ему хулиганский треш киевлян Валентина Бобика и Ивана Черничкина.
Очень важным для молодых фотографов и давно ожидаемым событием стало международное портфолио ревью, проводившееся на фестивале во второй раз. По сравнению с прошлогодним смотром, в этом году одновременно повысился как статус ревьюеров, так и качество представленных на их суд фотографий. Теперь среди «судей» были ведущие украинские галеристы, кураторы современного искусства, фотографы, искусствоведы и критики. По словам Ирины Рузиной, портфолио ревью проводится по хорошо апробированной схеме аналогичного мероприятия на Братиславском фотофестивале — жюри ревьюеров, кроме, надеюсь, взаимовыгодного собеседования с участниками, ещё и определяло победителя смотра. В этом году безоговорочным победителем стал львовянин Ярослав Тимчишин, в качестве приза ему будет предложено провести свою персональную выставку в рамках следующего черниговского фотофестиваля. Один из ревьюирев, авторитетный украинский фотограф Виктор Марущенко так охарактеризовал главные составляющие успеха Ярослава: «Безусловно, хорошо, когда автор владеет современным языком, но о важных вещах можно говорить и языком устаревшим. К сожалению, три четверти авторов, доведя картинку до идеала, внятно не могли рассказать, о чем фотография и пытались всё это объяснить своими личными чувствами и переживаниями, хотя картинка вторична на 100%. Поэтому работа Тымчишина на общем фоне была лучшей — хорошо придумана, идеологически обоснована и описана, отлично реализована».
По заявлению организаторов в этом году количество экспозиций увеличилось вдвое и нужно заметить, что оно достигло оптимальной величины. Но всё же, наверное, главное, что собирает фотографов на такие форумы это неповторимая фестивальная атмосфера, шумная тусовка, новые и старые друзья. Ведь во многом, для фотографов фестиваль эта некая замена общепринятых у нормальных людей праздников, что-то среднее между Новым Годом и «Седьмым ноября». И потому нам остаётся только пожелать организаторам будущего фестиваля вдохновения, терпения и достаточных средств для достойного проведения следующих черниговских фотовстреч.