I часть. Объективная
В экспозиции представлено более 250 работ в жанре фотожурналистики и документальной фотографии России, стран СНГ и Балтии. Эти работы признаны лучшими в ходе проведения конкурса, уже девятого за его историю. На снимках можно увидеть важнейшие события, произошедшие в России и мире в 2003 году: война в Ираке, теракты в Москве, суд над Ходорковским, «розовая» революция в Грузии, спасение шахтеров в Новошахтинске; а также портреты известных политиков (Эдуарда Лимонова, Ахмада Кадырова, Григория Явлинского), повседневную жизнь шахтеров Кузбасса и беженцев из Ингушетии и многое другое.
Конкурс «Пресс фото России» является одним из самых престижных профессиональных конкурсов среди российских фотожурналистов. В 2004 году в нем участвовало 347 фотографов из России, стран СНГ и Балтии, которые представили на суд авторитетного жюри более 5500 фотографий. Помимо московских и питерских фотографов, в конкурсе участвовали авторы из Краснодарского края, Украины, Азербайджана, Узбекистана, Литвы и Латвии.
К сожалению, красноярцы свои работы на конкурс не отправляли. И вот теперь наши фотографы могут сравнить уровень собственного мастерства и победителей престижного российского фотофорума. Выставка победителей конкурса демонстрировалась в рамках четвертой Международной ярмарки «Фотофорум» в апреле 2004 года (Москва, ВЦ «Сокольники»), а также в Самаре, Екатеринбурге и других городах России. В Красноярске выставка будет работать в течение месяца.
Лучшей фотографией года признана работа москвича Юрия Козырева «Гроб многоразового использования, Багдад, Ирак», лучшим фотопроектом года — проект Михаила Джапаридзе (Москва) «Спасение шахтеров в Новошахтинске, Ростовская область». Победители были награждены камерами Canon 1Ds.
Сергей Максимишин, из серии «Про Яшу и Машу»
II часть. Субъективная
Из всего «многоярусного» представительства фотографии в ККИМК прессфото, конечно же, самое значимое событие. Иначе и быть не должно — уровень конкурса обязывает соответствовать всем требованиям, предъявляемым к профессиональной фотографии, причем документальной. Многие снимки уже стали историей, а спустя время ими наверняка будут иллюстрировать школьные учебники.
Некоторые фотографии я уже встречала и в печатных СМИ, и на сайтах Интернета. И теперь вот вновь увидела в экспозиции. Спросила у знакомых, пришедших на открытие выставки, знакомо ли им
Как по замкнутому кругу, ходила я по четвертому этажу музея — среди трагедий, насилия, печали, одиночества. Воспоминания, навеянные символом, отложившимся в подсознании, — страшная сила. Они вызывают тревогу, пробуждают утихшую было боль. И, казалось, зажившие раны вновь начинают кровоточить.
Шахтеры с черными лицами. Подавленный, отвергнутый Шеварднадзе. Ликующие скинхеды — наши дети с оскалом злого голодного зверя, ненавидящего всех, в том числе и себя. Рекламные щиты, превращающие нас в лилипутов. Праздничный Восток с невинной церемонией обрезания рождает образ войны и террора — людям, видимо, свойственно обобщать несопоставимое, бессознательно объединяя лишь деталью, опуская важное. Это наша жизнь, объективная реальность, запечатленная фотографом. Недаром подобная объективность заслужила
Но мне, журналисту, данной объективности мало. Почему? Да потому что год в прессфото отражен
Человек же тянется к свету, добру, он хочет любви во всех ее проявлениях, он жаждет жить. Среди печали и безысходности лучших работ есть такие серии, которые обжигают, словно ты только что окунулся в чистую крещенскую воду. Нет,
Фотоистории про Яшу и Машу мало, мало информации, данной фотографом. Либо фотограф молод, либо мое профессиональное любопытство не знает границ. Либо жизнь даунов не столь обычное и ясное обывателю явление, как жизнь уличного музыканта — фотопроекта в номинации «Люди» новосибирца Евгения Иванова, занявшего первое место. Или простая бытовая история о мужиках в бане. Или закулисье Большого театра… Дауны, эти люди-инвалиды, у автора — с человеческим лицом! С ними хочется общаться, они должны научить нас