Иногда человек становится художником после трагедии или болезни. Именно так и произошло с Ринеке Дикстра. Работала себе спокойно фотографом на голландские газеты и журналы, снимала бизнесменов, торжества и открытия фабрик, потом сильно упала с велосипеда, 5 месяцев пролежала в больнице, потом еще несколько месяцев лечилась. Ее первый автопортрет в купальнике и купальной шапочке после реабилитационных занятий в бассейне четко обозначил траекторию ее дальнейшего пути. Ринеке перестала быть фото корреспондентом и превратилась в фото художника.
Последнюю четверть века Ринеке специализируется на портретах и работает с форматом камеры 4?5. Ее модели прямо смотрят в камеру и очень редко улыбаются.
Главным образом Ринеке фотографирует не профессиональных моделей, а обычных людей, которым еще не исполнилось 25 лет. Почему она выбирает для съемок детей и молодых людей? «До того, как дети становятся подростками они остаются очень естественными. У них отсутствует чувства стыда, они открыты. Они не стесняются. И это мне кажется очень трогательным», — говорит Ринеке.
Художника интересует пограничная территория, переход из одного состояния в другое: из подростка во взрослого, из штатского в солдата, из девочки-ребенка в мать. Следовательно, она возвращается к жизни своих героев на протяжении нескольких лет. Ринеке интересуют наша трансформация и развитие. «Мы всегда меняемся», — говорит фотограф, — «так что можно фотографировать человека каждый день».
Фон для своих фотографий она выбирает самый нейтральный и не «тянущий на себя одеяло» — стену или просто белый задник фотостудии. Например, задником фотографий ее первой известной серии в начале 90-х «Пляжные портреты» (Beach portraits) было пустынное море и кусочек пляжа. Только в нескольких сериях она снимала людей в парках, в том числе, в берлинском Tiergarten. Часть фотографий молодых девушек в парках она сделала по заказу музея Анны Франк в Амстердаме. Смысл этой серии лобовой: любая девушка может стать Анной Франк.
У Ринеке много интересных серий. Например, в течение трех лет она отслеживала историю человека, который вступил во Французский иностранный легион, после чего служил на Корсике и в нескольких африканских странах. Любопытная серия была сделана с молодыми клабберами из Ливерпуля, которых Ринеке попросила танцевать перед видеокамерой в студии (проект Krazyhouse).
Иногда критики сравнивают фотографии Ринеке с голландской классической портретной живописью XVII века. Да, что-то общее есть: впечатляющий размер и доскональная проработка деталей. Однако, на мой взгляд, это совершенно несравнимые вещи. Ринеке зачастую снимает своих героев очень открытыми и ранимыми. Ни один багатей XVII века ни копейки бы не заплатил за такой слишком правдивый и открытый психологический портрет. Портреты Ринеке слишком человечны, они слишком залезают в душу, слишком открывают наши слабости, надежды и мечты, то есть то, что мы часто прячем и не показываем окружающим. А в парадном портрете должны быть отображены сила и власть, а вот эти-то аспекты интересуют фотографа в гораздо меньшей степени.
Как фотограф достигает такой открытости своих героев? «Я просто стараюсь быть такой, какая я есть. В конечном счете, все это — вопрос доверия». Так как же насчет вдохновения, которое она «черпает» от голландских классических живописцев? «На самом деле изначально меня вдохновили экспонаты музея восковых фигур», — отвечает Ринеке.
В музее Соломона Гуггенхайма на выставку отведено 4 этажа, на которых демонстрируют 70 портретов и 5 видео работ фототографа. Официально выставка называется «ретроспективой». Ринеке родилась в 1959 году, поэтому назовем ее выставку «ретроспективой в середине карьеры» и пожелаем новых хороших кадров.