Эндрю Лихтенштейн (Andrew Lichtenstein) — уроженец Нью-Йорка, преподаватель, документальный фотограф и журналист, занимающийся историческими и социальными проектами. Он работает над проектом «Ландшафты американской истории» (Landscapes of American History). Это крайне простая, очень эффектная и долгоиграющая история, в рамках которой Эндрю документирует места, где произошли важные исторические события, о которых сейчас редко кто вспоминает.
«Почему в наше время места, в которых происходили столкновения между рабочими и профсоюзами с одной стороны и штрехбрейкерами и полицией с другой, мало известны?» — спрашивает фотограф, — «Мы сами делаем выбор о том, что нам помнить из нашей истории. Например, Колокол независимости и место подписания Декларации независимости являются крупнейшими центрами туристического паломничества. Только то, что мы решаем не забывать, делает нас такими, какие мы есть».
Эндрю интересует история конфликтов в США, и зачастую тех конфликтов, о которых сейчас не принято говорить. В более далекой перспективе это уничтожение индейцев, история рабочего движения и борьбы против сегрегации, а в более близкой — борьба за права сексуальных меньшинств и акции выступающих за деиндустриализацию и сохранение окружающей среды.
Среди сделанных Эндрю фотографий есть одна, снятая в Кэбин Понд (Cabin Pond) в штате Виргиния. Здесь чернокожий раб Нат Тернер получил видение о том, что должен начать восстание рабов. Отсюда летом 1831 года восстание началось и продолжалось несколько недель. Приблизительно в километре от этого места Тернера и поймали после его разгрома. Эти события так напугали рабовладельцэв, что были введены законы, запрещающие учить рабов читать и писать.
На другой фотографии изображено место автобусной остановки в Монтгомери, штат Алабама, на которой чернокожая Роза Паркс села в автобус для белых, начав практическую борьбу против сегрегации. На фото недвусмысленно изображены белые женщины в викторианских платьях, участницы акции «Дети ветеранов Конфедерации» (Sons of Confederate Veterans).
Фотография пляжа негостеприимного Дир-Айленд (Deer Island), штат Массачусетс, куда зимой 1676 года были вывезено несколько сотен обращенных в христианство индейцев из Новой Англии. У них не было еды и одеял, и большинство из них не пережило зиму.
На следующей фотографии изображен последний житель поселка Блэйр (Blair), штат Западная Виргиния. Этот старик отказывается продавать участок земли, на котором стоит его дом, компании, которая хочет возобновить разработку угля. Это историческое место, здесь вBlair Mountain в 1921 году произошел вооруженный конфликт горняков и нанятых владельцами шахты бандитами, во время которого было много убитых.
Как вы поняли, Эндрю выбирает не самые пасторальные сюжеты. Среди них есть фотография места под названием Wounded Knee в районе Black Hills, штат Южная Дакота, в котором золотоискатели вырезали индейцев, место убийства Мартина Лютера Кинга в мотелеLorraine в Мемфисе, бывший рабовладельческий рынок, место столкновения национальной гвардии и бастующих горняков в Колорадо, во время которого было убито 11 детей.
Проекты Эндрю можно назвать антижурналистскими. При этом фотограф нисколько не навязывает свою точку зрения. Он просто говорит: «Есть место, в котором что-то произошло. Вот фото этого места сейчас. Какие мысли у вас возникают?»
Проекты подобного рода были бы крайне актуальны для России, имеющей более чем насыщенную историю насилия. Сейчас, когда существует определенное политическое недовольство среди жителей двух столиц, такой проект, на мой взгляд, был бы весьма востребован. В настоящий момент недовольство практически неартикулировано, косноязычно и принимает формы народных гуляний или посиделок, годных разве только на то, чтобы знакомиться с девчонками.
В творческом смысле протест выражается в стандартной фиге в кармане (мутировавшей в нарисованный член на разводном мосту в СПб) или обычное постмодернисткое самолюбование, которое не способно изменить жизнь. Я бы с удовольствием увидел, например, проект «По следам Пугачева». Покажите мне города и деревни, которые Пугачев брал. Усадьбы, в которых он вешал помещиков. Покажите место, где он сам был захвачен в плен. Да зачем так далеко копать в истории? Еще века не прошло со времен эссерских мятежей, крестьянских волнений в Центральной России и восстания в Кронштадте.
В России масса мест с подобной убийственной магией. Покажите места, в которых люди шли до конца, если они во что-то верили. И тогда в реальном времени, прямо сейчас люди станут относиться к себе и к другим с большим уважением. И жизнь изменится к лучшему. От самых малых вещей до самых больших: парковки машин на тротуарах до коррупции.