Марья Пириля / Marja Pirila, выпускница отделения фотографии финского университета искусств, экспериментирует со съемками на пинхол и камеру обскура в течении двадцати лет, даже изготавливая эти необычные аппараты на заказ.
Камера-обскура (лат. темная комната) — простейший вид устройства, позволяющего получать оптическое изображение объектов. Представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном на противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5-5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. Ученые, художники и философы использовали это устройство в своей работе веками. Устройство нашего глаза также базируется на похожем принципе.
«Интерьер/экстерьер» — проект, который Марья Пириля начала снимать еще в 1996 году. Здесь не просто ведется съемка камерой-обскурой, фотограф превращает в подобие этой камеры саму реальность. «Сначала я должна трансформировать комнату в камеру-обскуру и затем сфотографировать это с помощью обычной камеры с применением длинных выдержек». Таким образом фотографу удается запечатлеть на одном изображении человека, интерьер его комнаты и отражение внешнего ландшафта на стене внутри этой комнаты. Серия снималась в Финляндии, Норвегии, Италии, Эстонии и Франции. В настоящее время проект насчитывает 70 цветных фотографий с размерами до 150×185 см. Проект продолжается и сейчас, и принимает новые формы, как признается фотограф.
Обычно на своих выставках автор тоже превращает одну из комнат в камеру обскура, чтобы продемонстрировать зрителю этот уникальный световой феномен. В 2002 году Марья выпустила свою вторую фотокнигу под названием Camera Obscura Interior/Exterior.
Во вступительном эссе к этой книге известный критик, профессор визуальной культуры университета искусств Янне Сеппянен пишет: «Когда Мария Пириля делает камеру-обскуру, темное пространство, из чьей-нибудь комнаты, с перевернутым внешним миром на ее стенах, она играет с открытием, сделанным тысячи лет назад. Люди на ее изображениях располагаются в своих собственных пространствах, в четырех стенах. Окна этих помещений открыты в окружающий мир. Окно — граница между приватным и публичным, между персональным и коллективным и, если пожелаете, между духовным и культурным. Через них внешнее пространство просачивается неостановимым потоком во внутреннюю, персональную зону». Окно становится двусторонним порталом между внутренним и внешним, замечает критик. «Здесь мы находимся в центре формирования идентичности, в точке, где индивидуальная ментальность встречает культурные нарративы».
Изображения внешнего мира на стенах перевернуты, и их иногда не так легко «дешифровать», они как-бы неопределенно «стекают» со стен (что вступает в конфликт с традиционной ролью камеры-обскуры, предназначенной для получения точной информации об изображении). Она здесь превращается в магический объект.
При взгляде на эти снимки, создается ощущение, что перевернутые изображения на стенах воссоздают сюжеты сна героев (многие из них спят или дремлют в креслах) или визуализируют детские страхи о темном лесе, а, может быть, становятся мечтами семейной пары (например, о новом доме). Вариантов интерпретации множество — но во всех случаях мы видим, как вторгается внешняя реальность в уютное пространство нашего внутреннего мира (во всех смыслах), завладевая им, и становится нашими мыслями.