Американский фотограф Лорен Гринфилд / Lauren Greenfield названа журналом American Photo одним из двадцати самых влиятельных современных фотографов. Она исследует популярную культуру и ее влияние на людей. Яркие цвета, глянцевые картинки, иллюстрация мечты о красивой жизни. Но, в отличие от Мартина Парра, ее взгляд не ироничен, это не сатира на современное общество — а женское глубоко прочувствованное и личное исследование. Лорен выросла в Лос-Анжелесе и сама испытала на себе давление образов массовой культуры на подростков.
«Girl Culture» был моим путешествием как фотографа, как исследователя культуры, как представителя медиа, как медиакритика, как женщины, как девочки», — пишет Лорен в своем тексте о проекте. «Я не могу сказать точно, когда я начала снимать этот проект. Я была опутана этой „девчачьей“ культурой до того, как я могла предположить, что работаю над этим проектом». «В отличие от остальных моих проектов, этот был менее похож на строительство из блоков, а больше напоминал дешифровку кода. Все элементы были уже здесь, почти с самого начала. Мне просто оставалось идентифицировать их, осознать их важность, найти взаимосвязи, и создать общее полотно».
«Несмотря на то, что моя натура рациональна и я привыкла к контролю, процесс создания этих фотографий был интуитивным и ассоциативным. Он был менее нарративным и интеллектуальным, чем мой обычный журналистский подход — и, некоторым образом, это делает его более правдивым, как будто это исходило из какой-то области, находящейся гораздо глубже, чем мышление. Конечно, эта правда субъективна, как субъективна правда, которую мы можем увидеть, смотрясь в зеркало».
Фотограф рассказывает о своем первом опыте столкновения с восприятием и неприятием себя — в шесть лет. Эту смотрящую на себя в зеркало, впервые осознавшую свою неидеальность и «уродливость» рыдающую девочку, автор впоследствии сравнивает с Евой, откусившей от яблока и понявшей, что ей есть, что скрывать. Лорен не знает, каким образом она осознала ценность красоты уже в том возрасте, но это понимание было настолько глубоко укоренившимся «внутри», что даже невозможно вспомнить источник этого знания.
Свои описания собственных детских и затем подростковых страданий по поводу собственной «нестандартности», несоответствия современным идеалам, фотограф заканчивает фразой: «И я обычная американская девушка. Мое вступление в культуру телесности и первостепенной важности „картинки“ для женщины было типичным, и относительно мягким по сегодняшним стандартам».
В своей работе автор документирует «патологическое в повседневном». Ее волнует то, что девочки, фрустрированные массовой культурой, выражают это самодеструктивным образом — отказываются от еды, «перекраивают» свои тела, становятся сексуально неразборчивыми для того, чтобы «подтвердить» собственную востребованность. Женское тело, по мнению фотографа, становится палимпсестом1, на котором записываются и перезаписываются идеи и представления нашей культуры о женственности. А также автор отмечает некую перформативность и экгибиционизм, навязанный женщине современной культурой. Фотограф признается, что теоретической основой для ее проекта стала книга Джоан Джейкобс Брумберг «Проект „Тело“ — интимная история американских девушек»/ Joan Jacobs Brumberg’s «The Body Project: An Intimate History of American Girls».
Большинство фотографий, вошедших в проект, были сняты автором в качестве фотожурналиста по заданиям журналов New York Times, Time, Harper’s Bazaar, and W. Фотограф признается, что в этом смысле она тоже является «соучастником» конструирования образа женщины в медиа. И сам факт того, что она получала столько заданий на съемку женщин и девушек, работая в прессе, также подтверждает привлекательность и «сексуальность» этой темы. В то время, которое нельзя было назвать легким для фотожурналистики и документальных историй, всегда находились бюджеты для съемки историй о популярной и коммерческой культуре, американском культе молодости и пр.
У Лорен не было возможности отбирать снимки и редактировать истории, когда она снимала их для журналов, однако при работе над своей книгой, она использует эту возможность. Она помещает рядом со снимками также интервью девушек, которые рассказывают о себе и о своем опыте столкновения с репрессивной культурой «Girl culture».
На снимках зритель видит повседневные сцены из жизни девушек-подростков, молодых женщин и даже девочек. Девочка-подросток, пытающаяся надеть бюстгальтер так, чтобы грудь казалась больше, женщины, радостно демонстрирующие свои прокачанные и загорелые тела, а далеко не идеальные мужчины — смотрящие и оценивающие, женщины позирующие — а мужчины нацеливающие на них камеру, маленькие девочки, измеряющие свои объемы, с завистью смотрящие на более «совершенные образцы» рядом, и с ненавистью — на себя, много-много одинаковых загорелых блондинок в ярких купальниках, с заученными улыбками машущие кому то, находящемуся за кадром и изможденная девушка в белой робе, водружаемая под руки медиками на весы, как на пыточную дыбу…
«Фотография — идеальный медиум, который позволяет исследовать роль изображений в нашей культуре. Камера визуализирует иллюзию объективной репрезентации, словно зеркало. Но каждая женщина знает, что зеркало отражает изображение определенным образом, пропуская его через мозг и настроение». Съемка проекта стала своеобразным зеркалом для автора и способом деконструировать иллюзии, глубоко проникшие в ткань повседневной реальности. И, конечно же, способом аутопсихотерапии через фотографию.
1 ПАЛИМПСЕСТ м. греч. древняя пергаментная рукопись, написанная по чищеному, еще более древнему письму.