Нелли Паломяки / Nelli Palomäki родилась в 1981 году в Финляндии, получила степени бакалавра и магистра фотографии в академии искусств на родине и продолжила свое образование в London College of Communication, получив грант от фонда Hasselblad. В этом году ее работы были номинированы на премию «Открытие» в рамках фотофестиваля в Арле.
Чем так привлекательны ее портреты? На первый взгляд они могут показаться ничем не примечательными — они очень просты, без претензий на модную концептуальность или особую новизну. Фотограф не создает, не конструирует, а, скорее, рассказывает историю. Автору интересен сам момент съемки, ощущения интимного пространства с портретируемым, вглядывания-вчувствования в другого человека. Беспокойство, ощущение дискомфорта и неловкости, сопровождающие моменты открытия себя другому зафиксированы в ее фотографиях.
Нелли никогда не носит с собой камеру, она предпочитает быть свободной от вынужденности постоянно снимать окружающую реальность. Она хочет просто наслаждаться, рассматривая мир, разворачивающийся перед ней. Вначале фотограф предпочитала работу в студии, однако в какой-то момент поняла, что формальная студийная обстановка давит на портретируемого и предпочла переместить съемки в более интимное пространство — собственную спальню. Она впускает людей в свое личное пространство, чтобы создать атмосферу доверия и позволить моделям «рассказать» свою собственную историю.
«Увиденное и схваченное кем-то другим, наше изображение напоминает о том, что наше отражение в зеркале — не правда, не абсолют, — замечает Нелли. — Во многих смыслах зеркало лживо более, чем фотография. Мы привыкли видеть себя одномерным способом и вряд ли любое другое изображение теперь может удовлетворить нас. Когда время прогрызает лица наши и наших родных, наш взгляд возвращается к нашим изображениям из прошлого».
«Каждый портрет, который я делаю, это фотография меня самой. Что я решаю увидеть — или, точнее, каким образом я сталкиваюсь с тем, что я вижу — неизменно определяет финальное изображение. Более того, интенсивность момента, разделенная с субъектом съемки, подчиняет себе портрет».
Фотограф описывает свою работу над портретом так: «Когда мы стоим там, с такими серьезными лицами, дыша одним насыщенным воздухом, мы понимаем, что никогда не рассматривали друг друга столь внимательно. Один из нас — ослепший и потерявшийся, не видящий собственного лица, и второй — отчаянно пытающийся уловить идеальный момент».
«Что я хочу найти и раскрыть, может оказаться чьим-то секретом, — признается Нелли Паломяки. — Эти секреты, в итоге, демонстрируются зрителям, как если бы они были моими собственными».