Влада Кузнецова (Glamour) и Евгений Березнер (Московский Музей современного искусства)
20 сентября в центре «Артплей» на Тимура Фрунзе состоялась презентация фотоагентства Agency.photographer.ru, созданного в 2005 году на базе интернет-ресурса Photographer.ru. Согласно пресс-релиза, это «первое в России независимое фотоагентство, руководствующееся базовыми принципами документальной фотографии, такими как творческое осмысление повседневной жизни, гуманизм, исследование взаимодействия человека с обществом и окружающей средой.» Авторы — Валерий Нистратов и Валерий Щеколдин из Москвы, Сергей Максимишин из Петербурга, Виктор Суворов, Геннадий Минченко из Киева — всего 22 имени.
Кто они? Как происходит отбор и какими работами агентство себя представляет на презентации?
Просматривая слайд-шоу (проекция на трех экранах), изучая развешанные под потолком постеры и каталог, оформленный в виде веера из нарезанных полосками контролек — удивляешься и общему высокому уровню работ, и удивительной в наши дни смысловой их чистоте. Вообще зритель, наблюдатель, потребитель новостей и документальной продукции — давно и прочно приучен к автоматической подмене содержания символами. Вместо того, чтобы рассказывать о том, что и как происходит в этом мире, зрителю подсовывают глянцевые открытки: «война», «любовь», «природа», «радостный труд», и проч. Тасуя эту колоду, можно вызвать в зрителе состояние ажитации, затем его успокоить, затем дать понять, что не все так плохо, и в конце концов убедить, что живет он в лучшем из миров и голосовать на выборах все-таки надо. При этом сами по себе картинки совершенно не обязательно что бы то ни было рассказывают о мироустройстве: важнее заложенный в них рекламный мессидж.
Андрей Безукладников, Анна Власова и Лиза Фактор (Photographer.ru)
Реклама — это когда бьют по чувством, вызывая автоматическую реакцию, превращают зрителя в собаку Павлова. Например, можно показывать все больше грязи и крови и ужаса этого мира — без обиняков, в лоб. Зритель содрогается (но schadenfreude позволит ему заснуть спокойно: «у меня не так все плохо»). В конечном итоге это вызывает аллергическую реакцию, наращивание защитных механизмов, невосприимчивость. Что преодолевается новым витком шокового воздействия. Методологически, с самого момента появления фотографии и представления о возможности «поимки мгновения» — зрителя бьют шоковой дубиной по голове, но с каждым разом до такого зрителя все труднее достучаться…
Так вот, есть и другой путь — требующий ума, таланта и такта — позволяющий говорить о любых, самых болезненных темах с отстраненно-гуманистических позиций; не манипулировать эмоциями, но отражать эмоции как часть этого мира (и в частности, рассказывать о мире через это отражение). В выборе авторов и отдельных работ как раз и сказывается позиция агентства: максимальная свобода от рекламных ярлыков, от ссылок на ту или иную заранее прошитую реакцию павловской собаки; не обозначение тех или иных явлений жизни, не реклама жизни, — а исследование ее, завороженность ее многообразием.
Суть в том, чтобы не рассказывать анекдот, не вызывать немедленную предопределенную реакцию — но работать над построением объективного видения.
Георгий Пинхасов (Magnum)
Привлекаемым к сотрудничеству фотографам свойственна эта необходимая дисциплина фото-взгляда, дисциплина сознательного поиска золотого сечения (в широком смысле слова); если расчислить, предсказать, предугадать такую гармонию — то уже возможно заманить жизнь в ловушку кадра, заставить ее раскрыться, рассказать
что-то о себе.
И все равно, в процессе поиска ответов — поймать свой лучший кадр случайно.
Авторам агентства удается показать мир, как видит его непредвзятый наблюдатель с обостренным чувством момента —
кому-то лучше,
кому-то хуже. Из инструментов самовыражения фотографы имеют рамку видоискателя, из художественных методов — отсечение всего лишнего, из добродетелей — терпение, а из талантов — умение видеть красоту в повседневной банальности, в самых непредсказуемых местах, в самых обычных людях.
В свете вышесказанного, совершенно естественным выглядит тот факт, что это молодое агентство стало официальным представителем в России и СНГ другого агентства, старого и знаменитого — основанного Картье-Брессоном Magnum Photos. На открытии от Magnum присутствовали Георгий Пинхасов, Томас Дворжак (фотографы) и Элиза Мацца из редакционного отдела.
Анна Шпакова (Огонек) и Андрей Поликанов (Time)
Молодое агентство, уже в силу отбора авторов являющееся силой, направляющей фотографов по пути неконъюнктурной документальной фотографии, собирается в частности «обеспечивать возможность длительной работы фотографов над персональными проектами». Речь также идет об открытии выставок (своих и магнумовских). И о планомерной работе над увеличением ценности самобытной (в хорошем смысле) отечественной фотографии — спрос еще предстоит сформировать, в качестве целевой аудитории (покупателей) рассматриваются не только СМИ, но и книжные издательства, дизайн-студии, архитектурные бюро, гуманитарные организации в России и за рубежом…
Это в будущем. А пока — сильная подборка авторов и интеллигентная презентация (много хорошего вина и отлично оформленный каталог). Дальше — работа.