Французский фотограф Стефан Дюрой представил в парижской галерее In camera экспозицию своих малоформатных работ, объединяющую снимки из двух его последних по времени проектов. Отличные друг от друга по методу создания, оказавшись в одном выставочном пространстве, эти серии получили новое звучание.
Член агентства VU, Дюрой некогда был активным фотожурналистом, сотрудничавшим с ведущими европейскими печатными изданиями навроде Die Zeit, Stern и Der Spiegel, однако со временем он свел репортерскую деятельность на нет, сконцентрировавшись на персональных историях, работу над каждой из которых увенчивал выпуском книги. Впрочем, практически все его проекты — это рефлексия в отношении трагических событий европейской истории двадцатого столетия.
С середины 1970-х, вдохновленный фильмами Бергмана, Ланга и ранними картинами Вендерса, Стефан Дюрой изучает изменения в британском и немецком обществах, в Польше, Словакии и Франции, описывая череду бесконечных разочарований и глубокого переживания несправедливости, державших европейские страны в состоянии перманентной трагедии на протяжении всего прошлого века. Фотографа занимает тема последствий отрицания гуманистических ценностей, толкнувшего миллионы людей в руки нацистского режима. Однако и сегодня он не отвергает возможность угрозы для человечества, чьи будни неотрывны от антисемитизма, расизма, одиночества и разлада между социальными группами, одни представители которых имеют свободный доступ к знанию, а другие (причем, по мнению автора, абсолютное большинство) остаются жить в невежестве и ненависти.
Выставка Дюроя в галерее In camera, в сущности, отражает все эти интересы художника, совмещая разные подходы к теме в рамках единой экспозиции. Первая ее часть представлена проектом «Двойное изображение» / Geisterbild (одноименная книга была издана ограниченным тиражом в этом году). На развалах берлинского блошиного рынка фотограф насобирал коллекцию из старых семейных снимков, на которых запечатлены неизвестные жители Германии. Эти анонимные портреты, сделанные в период с 1933 по 1945 год, Стефан разместил на обрывках обоев из разрушенных домов, в результате создав меланхоличные свидетельства о тринадцати скорбных годах немецкого общества.
Эмоциональную линию подобных композиций из архивных карточек подхватывает и вторая часть выставочного проекта, основу для которой составила серия «Хранитель времени» / Guardian of time. Это подборка изображений европейских мужчин и женщин, выполненных фотографом в течение последних сорока лет и также готовящихся к книжному воплощению. Завершает экспозицию блок из двадцати миниатюрных отпечатков — результатов работы автора в Берлине и Великобритании, где он исследовал воспоминания Европы об истерзавшей ее мировой войне.
Выставка Стефана Дюроя