Кармен Аррабаль не документалист. В работе со старыми фотокарточками, вокруг которых построен ее последний по времени проект «Украденные воспоминания» / Souvenirs volés, она, напротив, оперирует самым что ни на есть антиархивным подходом, хотя, безусловно, методом классификации тоже не брезгует. Кармен Аррабаль, в сущности, фальсификатор, однако для нее манипуляция с изображением и в том числе его подделка — это способ сформировать пространное высказывание о природе памяти.
Отправной точкой для испанской художницы становятся сотни анонимных снимков, найденных в семейных архивах Берлина. В кадре их — исключительно тривиальные мгновения: отдых у реки и у камина, прогулки с детьми, застолья — простые и тихие моменты частной жизни. Оставляя обстановку и атмосферу прежней, Аррабаль позволяет себе прикоснуться к запечатленным на карточках людям и изменяет их присутствие на фотографиях ровно в том же духе, в каком с каждым из этих безвестных ныне персонажей вольна поступить человеческая память.
У проекта «Украденные
В части «Пустое пространство» / Espacio vacio Кармен Аррабаль идет дальше по своему пути стирателя. Она убирает из кадра всякое воспоминание о человеке. Есть только место. Только десятки покинутых комнат. И ничего более. Ни жизни, ни смерти, ни воспоминаний. Казалось бы, обратное впечатление должно бы породить содержание третьего блока проекта художницы — классические студийные и домашние портреты. Но и тут Аррабаль не обходится без манипуляций: сквозь изображения неизвестных персон пробиваются черты лиц наших современников — популярных личностей и обычных людей. Захватывая собой чужие архивные карточки, присваивая их себе, они словно еще сильнее стирают воспоминания о живших до них людях.
Выставку «Украденные воспоминания» / Souvenirs volés Кармен Аррабаль можно увидеть в парижской галерее Lina Davidov до 2 января 2013 года.