В небольшом издательстве CityFiles Press увидела свет Out of the Shadows — очередная, вторая по счету, книга, посвященная американке Вивиан Майер, одному из наиболее громких фотографических открытий последних лет.
Уроженка Нью-Йорка, выросшая в Париже, но вернувшаяся в Штаты в начале 1950-х, большую часть своей жизни она связала не с фотоискусством, а с мастерством воспитания детей. Сорок лет Майер проработала в качестве няни, а за камеру марки Rolleiflex, которую неоднократно можно наблюдать на ее снимках, бралась в свободное время. Впрочем, количество оставшихся после Вивиан негативов — более чем сто тысяч — говорит о том, что ее хобби носило характер пугающей увлеченности. При этом Майер никогда не заботилась о публикации своих работ. Более того, многие из пленок даже не были ей проявлены. Долгие годы они оставались мертвым грузом в коробках, которые она перевозила с места на место, трудясь няней. В конечном итоге Майер сдала их на хранение в один из контейнеров на специальном складе. Больная и не способная выходить из дома, престарелая Вивиан не могла уже самостоятельно и в срок оплатить содержание коробок в отдельной камере, и в итоге за долги они оказались на аукционе, где их и приобрел чикагский агент по недвижимости Джон Малуф. Дальнейшее развитие событий хорошо известно и пересказывалось не раз: новый владелец архива Майер, обработав некоторые негативы, мгновенно понял их ценность, попытался отыскать автора, но к тому моменту Вивиан скончалась на 84-м году жизни.
Ее фотографии получили широкое распространение в интернете благодаря усилиям Малуфа и коллекционера Джеффа Голдштейна, которому первый продал часть пленок. Первая книга снимков ныне прославившейся американской няни вышла в 2011 году роскошным, но относительно кратким (всего 136 страниц) изданием. Творческое наследие Майер в нем не было особым образом систематизировано. В сущности, книга издательства powerHouse Books демонстрировала собрание некоторых обработанных кадров, главным образом известных по предыдущим сетевым публикациям.
Новая книга Out of the Shadow, выпущенная CityFiles Press, — это проект иного рода. Во-первых, она на порядок объемнее — 288 страниц и около трех сотен фотографий, захватывающих спонтанные проявления жизни городских улиц. Во-вторых, она является, по сути, дебютной попыткой поместить Майер в определенный контекст: все снимки сгруппированы и разведены по нескольким разделам, сформированным исходя из хронологических и географических соображений.
В книге много ранее не показывавшихся кадров, в ней есть даже ранние контрольные отпечатки. Но, главное, в Out of the Shadow затронут не только американский пласт работы Вивиан, но и карточки, сделанные ей во время поездок в Европу в 1959–1960 годах. Что еще важнее, каждая из глав сопровождается коротким эссе авторства Майкла Уильямса / Michael Williams и Ричарда Кэхэна / Richard Cahan, опытных журналистов и документальных исследователей. На основе скупых сведений о Вивиан Майер (известно, что при жизни она была человеком достаточно замкнутым), а также сравнивая ее личные записи (тоже крайне немногочисленные), они составили, возможно, наиболее полный из имеющихся портрет жизни своей героини. Это в определенном смысле ее посмертная биография — не как фотографа, а как частного лица. Коим сама Майер себя, по-видимому, всегда и считала.