В Каталонском образовательном центре Сорбонны открылась двойная выставка снимков Рикарда Дюрана и Нарсиса Дардера. Оба они активно работали во второй половине прошлого века, снимая главным образом Барселону, но широкое признание получили только в последние несколько лет, в течение которых на их родине был представлен ряд экспозиций, заново открывших для зрителя этих авторов. Хотя столицу Каталонии они фотографировали в одно и то же время, преимущественно в 1960-х, каждый из них имел свое исключительное видение старинного города и собственное представление о том, как его следует запечатлеть.
Основным заработком Нарсиса Дардера / Narcis Darder (1923–2006) на протяжении всей его жизни была работа инженером-технологом в металлургической компании. Фотографией он увлекся с 1940-х, однако никогда не стремился позиционировать себя как художник, и только под старость к его кадрам стали проявлять заслуженный интерес. Оставшиеся после Дардера сорок тысяч негативов, отснятых за пять десятков лет, — это сделанные им отпечатки реальности, бесхитростные и непретенциозные. Фотографа притягивали мимолетные уличные сценки, герои без имени, обычные прохожие, порой столь стремительно (будто их и не было) растворившиеся в воздухе, что факт их существования способны были подтвердить лишь оставленные на пленке следы.
Рикард Дюран Баргальо / Ricard Duran i Bargalló (1916–1986) — художник иного склада. Прежде чем обратиться к фотографии, он пробовал себя в живописи и кино. Как и у Дардера, его профессиональная деятельность не была связана с искусством — каталонец работал в текстильной промышленности, сумев стать менеджером крупной компании. Тем не менее он принимал достаточно активное участие в тех событиях жизни региона, что были посвящены фотографии, пробовал себя в конкурсах, выставлял свои карточки, неоднократно становился получателем различных наград и публиковался в национальных изданиях. Дюран снимал обстоятельно, вдумчиво, не на бегу. В фотографии его привлекал визуальный анализ окружающего мира с точки зрения изучения форм, фактуры и объемов. Потому и Барселона Рикарда иная — образная, немного сюрреалистичная.
Выставка под названием