Сразу двумя европейскими издательствами — немецким Knesebeck и французским La Martiniere — выпущена книга «Памир» Матье Пале / Matthieu Paley. Впрочем, фотограф выступил не единственным автором проекта. Его жена Марейле, журналистка и графический дизайнер, сопровождала его во всех многомесячных экспедициях, что он совершил, изучая этот изолированный горный регион, разделенный между Афганистаном, Таджикистаном, Китаем и Пакистаном, напряженность в отношениях которых делает район, нередко именуемый «крышей мира», еще более обособленным.
Впервые чета Пале, ранее уже имевшая опыт подобных совместных этнографических путешествий, оказалась вблизи Памира в 2000 году, столкнувшись с караваном кочевников, после чего супруги возвращались сюда неоднократно в разное время года. В одну из поездок они отважились на марш-бросок по заледеневшей реке Вахандарье и посреди зимы достигли одного из наиболее удаленных районов Малого Памира, куда в последний раз гости с Запада добирались в 1972 году. Здешние места являются родиной для небольшой этнической группы киргизов, численность которых ныне не превышает 1000 человек и с каждым годом все более сокращается. Именно этот памирский народ в конечном итоге стал главным персонажем книги Матье и Марейле Пале — исследования, в котором классичному фотографическому ряду, отсылающему одновременно к афганским работам Стива МакКарри и монгольской серии Евы Арнольд, аккомпанируют подробные путевые заметки.
Снимки строгой природы, поражающей своей суровой красотой, удачно коррелируют с текстами о лишенном сентиментальности образе жизни здешних людей, вынужденных существовать в условиях почти восьмимесячной зимы и изоляции от остального мира. Привезенные Пале материалы дополняет расширенная публикация антрополога Теда Каллахана / Ted Callahan, сопровождающего фотографии Матье внушительным набором исторических сведений о памирских киргизах, разбросанных по Турции, Пакистану и Афганистану после апрельского марксистского переворота в Кабуле в 1978 году.
256-страничный «Памир» с документальной точностью свидетельствует об уникальной и увлекательной культуре исчезающего народа, чья непростая жизнь на «крыше мира» бросает вызов природным стихиям и геополитическим конфликтам.