Издатель: Леонид Гусев
Тираж: 1000 экз.
Выход в свет: октябрь 2005 года.

«– Вообще мы, Белые, – низшая раса, разве можно сравнить нас с Черными, которые в Пространстве…
– Есть у нас и эти, как их, эмигранты – Белые Фигуры из Черной или Серой там плоскости. И прибывают они к нам безо всякого Контура, оставляют его по месту рождения».

Вы можете сходу определить жанр цитируемой книги? Подскажем, это выдержка из речи Белого Квадрата.

Так что же это: фантастика или детская сказка?

Если и называть новую книгу Александра Лапина «фантастикой», то только из-за того фантастического, невероятного мира, который он описывает.

В самом деле, легко ли поверить, что, например, главный герой книги Черный Квадрат, выходя вперед из бумаги (а в это тоже надо поверить), не увеличивается, как полагается, а уменьшается. Сначала просто допустить такое. А затем объяснить этот феномен. Но раз уж квадрат выходит, хотелось бы знать, на какое расстояние. А если уменьшается, найти величину этого уменьшения. В общем, долгий и мучительный процесс познания.

Книгу Лапина «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» можно считать продолжением широко известной теоретической работы Василия Кандинского «Точка и линия на плоскости». Главная заслуга Кандинского (и главная трудность при чтении его книг) в том, что он говорит не столько о сознательном, сколько о бессознательном восприятии изображения на картине. Последнее всегда было основным препятствием на пути создания подлинной теории искусства.

Книга Лапина в этом смысле продолжает идею приоритета бессознательного. Восприятие плоского изображения, в частности, картины складывается из двух восприятий. С одной стороны они совершенно не совместимы, а с другой – неразделимы. У Лапина – это рациональное (конструктивное) восприятие и зрительное (композиционное). Первое сознательное, второе бессознательное.
«Кандинский говорил о материальном и нематериальном, более того, духовном восприятии произведения искусства. Композиционное или духовное, по Кандинскому, восприятие есть основа понимания изобразительного искусства, и без него оно не может существовать. Для художника нет другого средства выразить все то, что невозможно буквально изобразить на картине, кроме композиции. Поэтому композицию справедливо считают душой искусства».

Многие сочтут это утверждение слишком смелым. Но вот, что пишет по этому поводу Кандинский: «С самого начала уже одно слово «композиция» звучало для меня как молитва. Оно наполняло душу благоговением. И до сих пор я испытываю боль, когда вижу, как легкомысленно зачастую с ним обращаются» («Ступени»).

Главная задача теории, как утверждает Кандинский, – «найти живое». Лапин развивает эту идею:
«Население изобразительной плоскости, все эти точки и линии, формы и контрформы, фигуры, а также тональные и цветовые массы – это живые существа.

Только так и должен относиться к ним дизайнер или художник. Иначе он не сможет проникнуть в этот мир, а тем более создать в нем то, что мы, люди, называем новой реальностью. Да, картина – отражение нашей реальности, но одновременно и совершенно замкнутый в себе, изолированный от всего, что по другую сторону рамы, мир. В этом мире один закон – композиция, одна цель – гармония и цельность, одна правда – правда искусства.

Настоящий художник прекрасно это знает, он не будет располагать компоненты как попало. Он прислушивается к их тихим голосам и стремится к тому, чтобы сделать их жизнь в картинной плоскости осмысленной и красивой».

Психология фигур, живая жизнь фигур в картинной плоскости... Все это не выдумки, не желание поразить читателя. По сути, «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» – оригинальное исследование автора в области психологии зрительного восприятия плоского изображения, в частности, картины, рисунка или фотографии. Это и воображаемое пространство за картиной, и иллюзорное пространство перед ней.

Нет ничего более сложного, чем объяснять простые вещи. Лапину это удалось. В результате пятилетних раздумий, надежд и разочарований автор сумел доказать почти все, что поначалу ему только мерещилось, а по дороге и кое-что еще.
Книга «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» поможет вам разобраться в удивительном мире картины с его загадками и тайнами. Это одновременно сложное и увлекательное чтение для широкой аудитории.

Добавим, что тем, кто прочитал предыдущую книгу Лапина «Фотография как…», ничего подсказывать не нужно. Они с нетерпением ждали нового произведения автора. Тем более что «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» в главном можно считать продолжением первой книги. А главное для Лапина – это поиски объективного в искусстве.
Кстати, не удивительно, что в своей новой книге Лапин обратился к теории изобразительного искусства. На самом деле, и «Фотография как…» не только о фотографии, ее содержание гораздо шире.

Вот какие отклики на книгу можно найти в Интернете.

«Книга Алексанра Лапина «Фотография как…» является, возможно, лучшей книгой по графическому дизайну, выходившей на русском языке за последние лет десять... Автор… написал прекрасный, умный и легко читающийся текст. …Явно подбирается к сокровенному знанию… Альтернативы книге Лапина нет».
(blog.exmachina.ru)

«Являясь профессионалом своего дела, автор доступным языком ведет читателя через причудливый мир оптических иллюзий, ибо, как говорит сам автор: «Восприятие плоского изображения трехмерным по праву можно назвать одной из удивительнейших иллюзий, свойственных человеческому зрению»… В книге собрано все, что касается фотографии, как искусства взгляда на мир через объектив камеры».
(www.kak.ru)

«А я еще раз повторю, что книга открывает двери не только в мир художественно фотографии, но и учит «видеть» художественное произведение вообще, будь-то: картина, коллаж или кадр в кинофильме… Вы будете смотреть и видеть, будете если не понимать, то, по крайней мере, догадываться, почему то, что называют шедевром, таковым и является, почему он вызывает у вас эмоции и почему эти эмоции вполне определенного характера.

Книга Александра Лапина «Фотография как…» — шедевр… она может изменить человека, изменить его мировосприятие и мироощущение, заставить по-другому взглянуть на окружающий мир…
Информативна до последнего символа, ничего лишнего».
(www.eldesign.ru)

Стоит добавить, что тираж первого издания разошелся стремительно. Второе издание книги еще можно купить в некоторых магазинах. Напоминаем, что второе издание, выгодно отличается от первого. Оно переработано и значительно дополнено.
Судя по всему, и новая книга Александра Лапина «Плоскость и пространство, или Жизнь квадратом» не обманет ожиданий читателей.