Один из величайших портретистов двадцатого столетия, Ирвин Пенн еще в 1970-х пробовал заигрывать с пространством банального, снимая композиции с сигаретными окурками и раздавленным бумажным стаканчиком. Однако в полной мере он ступил на эту территорию лишь к концу жизни, на время покинув привычную контролируемую среду своей нью-йоркской студии и выйдя на улицы города.
В 2000 году, за восемь лет до смерти, Пенн, уже разменявший тогда девятый десяток, прошелся по Манхэттену с камерой и складным стульчиком, то и дело останавливаясь и устремляя взгляд на тротуар, в котором он рассмотрел целую вселенную. Джеймс Вуд, ныне бывший директор Чикагского института искусств, в тот период тесно общался с фотографом, работая над формированием обширного музейного архива его изображений и документов. Посетив студию мастера, он с удивлением встретил показанные ему черно-белые кадры из серии «Под ногами» / Underfoot, после чего Пенн щедро подарил учреждению 36 отпечатков. Именно их и можно увидеть в полном составе на открывшейся в Art Institute of Chicago выставке.
Брошенные на землю спички, фактурные булыжники, но в первую очередь все многообразие следов от жевательной резинки, прилипшей к мостовой, стали предметом интереса мэтра. Примечательно, что и в этих абстрактных композициях он проявил себя как портретист, как виртуоз фотографии обнаженного тела. В распластанной по тротуару жвачке нередко проглядываются то черты человеческих лиц, то нагие женские формы, какими Ирвин Пенн их любил снимать в 1940–1950-х.
Тривиальный «бубль-гум» превращается у фотографа в карту звездного неба, в наскальные узоры, в причудливые графитовые рисунки, в условные мраморные скульптуры, а то и намекают своими контурами на изображение черепа (с последним объектом мастер успел поработать в начале 1990-х). Словом, в обыденном Пенн находит источник визуальной интриги.
Выставка Underfoot в Чикагском институте искусств будет открыта до 12 мая 2013 года.