Прилагательное «забавный», пожалуй, чаще всего встречается в отзывах на проект Double немки Кристиан Шайфферт / Christiane Seiffert. Сложно подобрать более точное описание ее серии автопортретов — она и правда такая. Хотя сама художница, вполне отдавая себе отчет в том, какую реакцию вызывают ее фотографии, пытается снизить комический пафос своей работы, говоря о ней как о процессе визуального «перевода» окружающих нас вещей.
Идея Double появилась у Шайфферт из повседневности: однажды она просто-напросто спародировала у себя на кухне пса, а ее мужа это очень рассмешило. Уже позднее поиски подарка на день рождения привели Кристиан в фотоателье, где она и попросила снять ее в момент подражания собачьей мимике. Впрочем, интерес художницы к познанию природы вещей через имитацию имеет и иное объяснение. «Я люблю смотреть на вещи, — говорит автор. — Я помню, как в детстве разглядывала предметы по полчаса, пока не различала в них какую-нибудь интересную форму. Моя мать была художником-абстракционистом, и я всегда смотрела на ее картины, пока опять-таки не начинала видеть фигуры».
Замышляя свой проект, Шайфферт вспомнила об этих детских опытах, и так получились ее двойные композиции, где позаимствованные отовсюду фотографии и изображения с почтовых карточек соседствуют с рядом автопортретов, на которых Кристиан изображает то стоящего на снегу оленя, то архитектурные конструкции, то самолет, а то и банальную электророзетку или дерево.
Здание чикагского Civic Opera House она «переводит» в сидящую фигуру, облаченную в белый свитер и смешные полосатые колготки, но возможностей собственного лица и тела художнице хватает не всегда. Порой она выстраивает немыслимые объекты. Так, картинку с блюдом, полным мясных деликатесов, Шайфферт преображает в груду вязаных чулок, носков и шапочек. Примечательно, что посреди пародирования всякого хлама навроде детского автокресла то и дело мелькают культурные позывные в виде супрематистских полотен, и постмодернистская игра Double начинает звучать в полную силу.
Выставка Кристиан Шайфферт открыта в парижской галерее Galerie Vincenz Sala до 16 февраля 2013 года.