Жиль Вернере / Gilles Verneret — куратор, популяризатор современной фотографии и ключевая фигура в культурной жизни Лиона — собрал в рамках одной экспозиции под названием «Критика отрочества» / Adolescences critiques проекты четырех европейских авторов, исследующих проблему подросткового возраста. Каждая из выставленных в галерее Le bleu du ciel серий подходит к изучению юношеского опыта с точки зрения среды, в которой тинейджер находится. Впрочем, свое внимание все фотографы фокусируют не на каком-либо одном ее типе. Хотя задачи у художников в целом схожие, поиски ответов на собственные вопросы они ведут в различных ситуациях.
Так, уроженец швейцарского Бюля, ныне живущий и работающий в Лозанне, Николя Савари, будучи педагогом по первому образованию, в большей степени интересуется социологическими аспектами подростковой темы. Школу, где юное поколение проводит половину дня, он рассматривает как некий изолированный, вакуумный мир, в коем, по мнению художника, тинейджер вынужден подчиняться множеству форм контроля, что в корне меняет его поведение, столь необузданное в ином публичном пространстве. В проекте «Критический возраст» / L'âge critique (2006) фотограф воплощает эту мысль буквально: герои его портретов, находясь в немыслимо стерильной атмосфере, демонстрируют сжатые губы, равнодушие взгляда, лишенное переживания лицо, скованную позу, точно все их эмоциональное напряжение заперто внутри на тридцать три замка.
Француженка Ивелин Луазёр / Yveline Loiseur в серии Photo de classe (2006) заходит на школьную территорию не со стороны надзора взрослого общества, а с позиции взаимоотношений между самими детьми. И в этом смысле ее в особенности привлекает объединение учеников в классы, а потому работает она прежде всего с групповыми портретами, на которых каждый из персонажей занимает строго обозначенное коллективом место.
В свою очередь, Марион Пуссье / Marion Poussier (проект «Лето» / Un été , 2003–2005) перемещается в летний лагерь — среду, где всякий подросток, ощущая себя отрезанным от обыденной обстановки и привычного окружения, получает возможность играть новую роль. Однако одиночество, хрупкость и уязвимость возраста чувствуется в этом пространстве больше чем где-либо.
Наконец, Мари-Ноэль Бутэн / Marie-Noëlle в работе Territoire de Jeunesse (2011–2012) наблюдает за тинейджерами в ситуации вне семьи и любой общественной институции. Ее герои пытаются найти собственное место в городе. Но, разумеется, в переживаемом ими переходном состоянии все их поиски тщетны.
Выставка «Критика отрочества» / Adolescences critiques открыта в галерее Le bleu du ciel до 13 апреля.