В нью-йоркском Музее современного искусства открылась выставка Shadow and Light — большая ретроспектива Билла Брандта, признанного одной из ключевых фигур в модернистской фотографии прошлого столетия.
Статус значительного художника он сумел заслужить сразу в нескольких жанрах, повлияв на развитие и репортажного снимка, и портрета, и пейзажа, и ню, причем показав себя большим мастером в каждом из этих направлений в равной степени. Но каким бы курсом Брандт ни следовал, на определенном этапе своей карьеры обращаясь то к одному, то к другому, он всегда методично придерживался эстетики сюрреализма, инъекцию которого получил, несомненно, в студии Мана Рэя, чьим помощником оказался в 1930-м. Согласно ряду источников, с французско-американским мэтром его свел поэт Эзра Паунд, портрет которого еще совсем молодой Билл сделал однажды в Вене.
До переезда в Париж и работы у Рэя Брандт успел пожить и в других европейских странах. Первые годы он провел в Германии, где родился в 1904-м. Впоследствии, впрочем, фотограф отказался от своих немецких корней и упорно твердил, что на свет появился в Лондоне — таким образом он выказал обиду родине, интернировавшей его отца-британца во время Первой мировой войны.
Почти вся юность Билла прошла в санатории швейцарского Давоса, куда он попал, заболев туберкулезом. Вырвавшись оттуда, Брандт отправился в Австрию, после жил во Франции и, наконец, обосновался в Англии, с которой в итоге и связал себя. В Лондоне он создал все свои главные серии, начав с репортажной фотографии. Его работа в этом направлении в конечном счете вылилась в выпуск двух классических книг — The English at home и A night in London. Первая была посвящена жизни британского общества непосредственно перед новой мировой войной, вторая же стала своеобразным ответом Брандта на Paris by night Брассая. Но и в одном документальном исследовании, и в другом известный художник был, тем не менее, не столь близок к дотошному и точному фиксированию реальности, как могло показаться. В окружающем мире он искал следы сюрреалистичных мистерий, в которых тьма и свет сходились то в острой борьбе, то в смелом танце. Это противостояние, эта сила графичного черного и белого цветов всегда лежали в основе визуального стиля Брандта, который он оттачивал в течение всей жизни. Время от времени он даже возвращался к своим более ранним кадрам, перепечатывал их, избавляя от мягких полутонов и добавляя контрастности.
Эту практику художник будет развивать, снимая в послевоенные годы пейзажи и портреты, но в большей степени она проявит себя в фотографиях обнаженной натуры. Своими сериями в жанре ню Брандт буквально взорвал традиционное представление о формах человеческого тела, одним из первых использовав при съемке сверхширокоугольный объектив. С помощью последнего, он добивался уникальных оптических искажений, вкупе с максимальной глубиной резкости позволявших создать необычные изображения.
Выставка Shadow and Light в MoMA представляет все основные проекты мастера. Экспозиция будет открыта до 12 августа.