Euro visions Chypre / Estonie / Hongrie / Lettonie / Lituanie / Malte / Pologne / Republique Tcheque / Slovaquie / Slovenie par dix photograpes de Magnum. Karl de Keyzer / Martine Franck / Alex Majoli / Peter Marlow / Martin Parr / Mark Power / Lise Safrati / Chris Steele-Perkins / Donovan Wylie / Patrick Zachmann © MagnumSteidl / Editions du Centre Pompidou, Paris 2005.
Данная книга каталог большой выставки, проходившей с 15 сентября по 17 октября 2005 г. в центре Помпиду, в Париже. Еврообъединение тема актуальная, знакомство с новыми сожителями по Большому Европейскому Дому важнейшая социальная задача; вот Евроокраине и была посвящена выставка и, соответственно, каталог. Окраине не в смысле экономического неблагополучия (вряд ли знаменитое агентство Магнум взялось бы за прямую агитку так, Карл де Кейзер снимал зажиточную Мальту) но в смысле влияния каждой из окраинных стран в отдельности на европейскую политику, в смысле вклада в общеевропейскую экономику, в смысле малоизвестности, если можно так сказать. Итак, десять европейских стран в объективах десяти магнумовских фотографов (сплошь уроженцев «Большой Европы» Франция, Бельгия, Великобритания, Италия). Исследование соседей, таких двоюродных кузенов по матери, которых раньше знали только по рождественским открыткам, но с которыми теперь предстоит жить под одной крышей.
Euro visions это большая выставка, на которой представлены не только традиционные фотографические отпечатки, например, Латвия (Алекс Майоли) это мультиэкранная проекция, Литва (Лиз Сарфати) проекция со звуковым сопровождением; Венгрия (Патрик Захман) инсталляция из 43 фотографий. Чехия (Мартин Франк) тоже проекция Но контраст представленных взглядов на окраинную Европу проявляется не в том, как организована репрезентация (в книге ее форма и вовсе не очевидна). Куда сильнее эстетический контраст между мрачной «социальной» Латвией с заснеженными пространствами, ч/б-лицами, советскими многооконными бетонными постройками (Майоли) и цветастой раблезианской Словенией (Мартин Парр): полуголые люди, сусальная декоративная радость, торжество не плохого вкуса даже, но отрицания вкуса как такового, давайте жить! ягоды в лотках, затылки купальщиков, колбаса в соусе. Перевернули страницу и уже настала нежно-пастельная Польша (Марк Пауэр) геометрическая, отвлеченно-абстрактная, но неожиданно человечная и уютная, переосмыслившая ржавые железные конструкции как нечто ритмически близкое к осеннему хвойному лесу. По соседству опаленный солнцем, разделенный колючей проволокой с ООН-овскими миротворцами Кипр туристический и налоговый рай с одной стороны, самопровозглашенная турецкая республика с другой; небольшой остров, на котором есть песчаные пляжи и минные поля. Здесь же расположилась Эстония (Донован Уайли), которая вся серия уличных портретов; молодые люди, старые люди главное, европейцы. А в Словакии (Крис Стил-Перкинс) красиво и, похоже, по-хорошему филистерски все устроено. А в Литве (Лиз Сафрати) тонкие одухотворенные лица, и советская материальная база в наследство И т.д. и т.п.
»Мы такие разные, и все же мы вместе» замечательный лозунг. Только нужно учитывать и оборотную, темную сторону еврообъединения, о которой до недавнего времени не принято было говорить. Во Франции и Голландии провалился проект Евроконституции по экономическим причинам. Предоставление равной суммы прав гражданам новых восточных стран-участниц Союза вызовет резкий приток дешевой рабочей силы, легальной рабочей силы, покуда как-то сдерживаемый законодательно. В благополучной Франции уже проживает неблагополучное мусульманское пятимиллионное меньшинство, растет безработица и социальная напряженность; будто иллюстрируя положение вещей (и как раз вскоре после окончания выставки Euro visions), молодежные мусульманские бунты, начавшись во Франции, прокатились по всей Европе. А что будет, когда в Евросоюз примут Турцию! а ведь ее примут. В таком контексте жители «старых и уважаемых европейских держав» чувствуют замешательство: кто эти дальние родственники, и где вообще эти страны находятся? Подобная ситуация не могла не породить массивный социальный заказ: следует наглядно продемонстрировать публике, что в малых европейских странах живут обычные нормальные люди такие же люди, как и мы, не надо их бояться, наши проблемы схожи! «Они тоже любят своих детей», перефразируя песню Стинга.
Вот кто из фотографов что увидел то и получилось. Социальное искусство «работает» только тогда, когда искусство первично относительно социальности; значит, фотографии Euro visions должны срабатывать. Можно еще порефлексировать над взглядом «больших» европейцев на «малых», раскланяться со знакомыми а потом на эскалаторе подняться выше, на крышу центра Помпиду здесь отличный ресторан George, вид на Эйфелеву башню. Да, у нас заказан столик.