Подобно другим его политически подкованным ровесникам, 25-летний Марк Гаранджер всячески оттягивал момент отъезда на войну в Алжире в составе французской армии. Против своей воли все-таки оказавшись в Северной Африке, он избежал прямого вооруженного столкновения с повстанцами. К 1960 году Гаранджер уже десять лет занимался профессиональной съемкой, а потому на службу он поступил не в качестве обычного солдата, а как полковой фотограф.
Прославившие его впоследствии кадры он создал в ходе выполнения, в сущности, простейшего приказа, отданного командиром, — сделать идентификационные карточки алжирцев, проживавших в лагерях для интернированных лиц. На все про все ему дали десять дней. За этот срок Марк сфотографировал примерно две тысячи человек, в основном берберских женщин. «Я мог либо отказаться и отправиться в тюрьму, либо согласиться, — рассказывает теперь француз. — И я понял свою удачу: я должен был стать свидетелем, чтобы сделать снимки увиденного, которые отражали бы мое оппозиционное отношение к войне». Так началась его масштабная работа, в итоге превратившаяся в один из уникальных и столь редких ныне документов алжирского антиколониального противостояния — исторического периода, который по-прежнему воспринимается во Франции болезненно и неоднозначно.
Большинство из женщин, представших перед камерой Гаранджера, никогда ранее не вступали в контакт с кем-либо из европейцев. Вооруженный отряд выстроил их в очередь перед фотографом, всем им было приказано снять паранджу, которую они всегда носили на публике. Привыкшие показывать лицо и волосы только семье, некоторые алжирки выглядели потерянными, ощущая себя точно обнаженными, а в других, казалось, бурлил гнев. «Они испепеляли меня своими взглядами, — вспоминает Марк. — Шла война, и они были вынуждены сфотографироваться, так что никакая связь между нами не устанавливалась. Я должен был сделать кадр, и у них не было выбора. Но я пытался вернуть им человечность и достоинство с помощью своих портретов».
Сегодня, когда с момента съемки прошло свыше пятидесяти лет, эти простые работы, выполненные на фоне обычной белой стены, приобрели новое звучание. И связано оно не только с продолжающейся во французском обществе ситуацией коллективного забытья в отношении событий 1954—1962 годов. Фотографии берберских женщин без паранджи перекликаются теперь со столь злободневной в европейской стране дискуссией вокруг ношения хиджабов арабскими иммигрантами. Впрочем, говоря о проекте Algerian Women, сам Гаранджер скорее предпочитает указывать не на этот аспект, актуализированный музейными кураторами. Он вспоминает о возвращении в Алжир в 2004 году, когда отыскал некоторых из своих героинь и был встречен ими как хранитель их памяти, ведь после Марка многие из них никогда более не фотографировались.
Выставка Algerian Women будет открыта в алжирском Musée d’Art Moderne до 30 августа.