В Великобритании это первый показ выставки «Жидкая земля: Наследие нефти и энергии» / Liquid Land: Legacies of Oil and Power Рены Эффенди. Экспозиция, открывшаяся в Impressions Gallery в Брэдфорде, изначально была приурочена к годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Один из двух представленных в галерее документальных проектов посвящен этому событию (точнее, его последствиям) напрямую.
Героинями серии «Натюрморт в Зоне» / Still Life In The Zone, над которой азербайджанский фотограф работала в 2010 году, стали пожилые женщины, населяющие территорию радиусом в 30 километров в районе катастрофы 1986 года. Все они вернулись в свои дома, несмотря на радиационное загрязнение региона, и теперь существуют здесь на весьма скудные пенсионные выплаты, держась на плаву во многом за счет небольших огородов и садов, а также сбора грибов и ягод в ближайших лесах. Хотя экологические условия вокруг них крайне неблагоприятны, эти бабушки, пережившие и мужей, и даже собственных детей, по-прежнему являют собой пример неисчерпаемой силы духа, контрастирующей с безрадостной атмосферой Чернобыля и словно бы поддерживаемой самой землей — болеющей и загрязненной, но все-таки своей, родной.
В дуэте с «Натюрмортом в Зоне» на выставке в Брэдфорде выступает документальная серия «Жидкая земля», вобравшая в себя фотографии из одноименной книги Эффенди (в России издание выпущено Treemedia). Эта работа Рены, в сущности, продолжает ее гуманистические исследования нефтяного вопроса в Азербайджане. Однако если предыдущий проект автора — «Линия жизни» — сосредотачивался на социально-экономическом аспекте темы, фиксируя контрасты между обитателями нового Баку и людьми, которых миновала лихорадка, связанная с добычей и транспортировкой черного золота, то «Жидкая земля» — история в большей степени экологическая. Место действия — Апшеронский полуостров, почва которого в буквальном смысле сочится нефтью и в то же время омывается солеными водами Каспия. В отличие от упомянутой и довольно прямой «Линии жизни», эта серия Эффенди имеет метафорический пласт, за который отвечают соседствующие с портретами здешних жителей снимки хрупких бабочек из коллекции отца Рены.
«Я заставила себя покинуть привычную зону комфорта, когда работала над книгой, — рассказывает автор. — Во-первых, это была очень личная книга, рассказывающая историю не только о тех людях, которых я фотографировала, но и обо мне. Во-вторых, в ней были соединены два несовместимых изображения: в одном — безупречная симметрия и свежесть, в другом — опустошение и отчаяние. Но почему-то, когда я поместила снимки рядом, они стали взаимодействовать непредсказуемо, формируя странный, но пленительный и связный образ».
Выставка «Жидкая земля: Наследие нефти и энергии» открыта в галерее Impressions Gallery до 22 июня.