«Женщины в Армении, — говорит Светлана Бахчеванова, правозащитница и куратор открывшейся в Ереване выставки mOther Armenia, — еще сражаются за возможность делать карьеру. От них по-прежнему ждут, что они все время будут матерями и домохозяйками. Но эти десять документалистов нарушили правила и нашли способ заняться карьерой и создать сильные проекты».
Работы упоминаемых Бахчевановой женщин-фотографов были впервые объединены в рамках одной экспозиции, чтобы представить критический взгляд на современное положение дел в родном авторам закавказском государстве. Мир и состояние войны, городской быт и существование в отдаленных деревнях, социальные препятствия и поиски гендерной идентичности — в поле зрения десяти армянских независимых журналисток, приглашенных к участию в выставке, попали различные аспекты жизни в стране.
Анаит Айрапетян, этой зимой вошедшая в тройку призеров Asian Women Photographers, в своей серии «Принцесса для рабства» изучает проблему домашнего насилия. В 2012-м Армения поставила антирекорд: только за полгода в бывшей советской республике погибло шесть замужних женщин, ставших жертвами побоев и издевательств со стороны супругов и родственников. Фотограф ссылается на статистику организации «Международная амнистия», гласящую, что три из десяти девушек сталкивались в семье с применением физической силы по отношению к себе.
Проект Inglandish Ануш Бабаджанян продолжает женскую тему, однако отличается от работы Анаит и стилистически, и интонационно, и содержательно, демонстрируя ряд портретов эксцентричных армянских дам на улицах Еревана, а по существу являя собой повествование о желании выделиться в ортодоксальном обществе. Персонажи серии оригинальны не только в плане внешности, но с точки зрения биографии, что Ануш и зафиксировала во время встречи с каждой из героинь.
«Другая дорога» Назик Арменакян, на фестивале Photovisa в 2011-м занявшей с этой фотоисторией первое место в категории «Взаимоотношения человека и окружающей среды», развивает проблему идентичности в совершенно ином ключе. Фотограф показывает транссексуалов, которые, несмотря на подписанную закавказским государством Декларацию ООН о сексуальной ориентации и гендерной принадлежности, по-прежнему вынуждены вести двойную жизнь, будучи изолированными от общества и семей, а также ограниченными в получении образования, медицинской помощи и работы.
Серии и Сары Анджарголян, и Нелли Шишманян затрагивают болезненную проблему Нагорного Карабаха. Первый автор подступается к теме конфликта с позиции мужчин, проходящих службу на военной базе «Ехникнер». Шишманян же сосредотачивается на быте поселения, находящегося всего лишь в одном километре от границы с Азербайджаном. Хотя официально война завершена, пишет Нелли, противостояние в регионе продолжается.
В свою очередь, Мери Агаханян, сама родившаяся в маленькой армянской деревне, документирует повседневную жизнь в небольших селах по всей территории страны. Испытывая недостаток в рабочих местах, получая крошечную оплату своего труда, обитатели отдаленных районов лишены полноценной социальной поддержки и неспособны возделывать собственную землю в отсутствие сельскохозяйственной техники. Многие из этих людей вынуждены отправляться в Россию на заработки, оставляя в родных местах женщин с детьми и стариков.
Помимо перечисленных выше авторов, на выставке в Ереване также показаны снимки Пирузы Халапян, Инны Мхитарян, Кнар Бабаян и Асмик Айрапетян.
Экспозиция mOther Armenia открыта в Армянском центре современного экспериментального искусства до 17 августа.