Ключевые слова: документальная фотография, американское фото, выставки, классики
«Я был белым мальчиком со Среднего Запада, огражденным от всякого рода насилия или угнетения. У меня не было понимания того, через что на Юге прошли афроамериканцы», — вспоминает фотограф Брюс Дэвидсон о тех пяти годах первой половины 1960-х, что он провел, документируя деятельность движения за гражданские права чернокожих в США.
К 1961-му он, будучи 28-летним членом агентства Magnum, как раз завершил свой последний проект, посвященный бруклинской уличной банде, и намеревался снять какую-нибудь историю про американскую молодежь. Однако в итоге Дэвидсон оказался в одном автобусе с «Наездниками свободы», отправившимися в поездку из Алабамы в Миссисипи и тем самым выступившими с мирным протестом против расовой сегрегации в южных штатах. В конечном пункте своего путешествия активисты были встречены толпой, выкрикивавшей оскорбления и угрожавшей им кулаками («Любой мог в них выстрелить!»). От возмущенных горожан их защищали солдаты Национальной гвардии. Как только транспорт с «Наездниками свободы» остановился, молодые люди были арестованы по обвинению о нарушении общественного порядка. Эти 27 человек были первой группой из почти четырех сотен студентов, позднее тоже брошенных в тюрьму после подобной показательной поездки на Юг.
Для Брюса Дэвидсона же этот случай стал возможностью увидеть совсем другую страну, незнакомую ему. Спустя полвека фотограф признается, что для него серия, известная теперь под названием «Время перемен» / Time of Change, — наиболее значимая из всех историй, которые когда-либо приходилось снимать его камере. На вопрос о том, какое еще событие могло бы конкурировать с работой над тем проектом, фотограф коротко отвечает: «Только рождение моих детей».
С 1961-го по 1965-й он не только участвовал в «рейдах свободы», но и фиксировал другие ключевые точки на карте правозащитной борьбы: первые митинги Малкольма Икса в Гарлеме, демонстрации в Бирмингеме, Кровавое воскресенье в Сельме, лагеря переселенцев в Южной Каролине и плантации хлопка в Миссисипи, произнесение памятной речи «У меня есть мечта» Мартина Лютера Кинга в Вашингтоне, акции с участием Джона Льюиса и остальных лидеров движения.
Дэвидсон, в 1962 году получивший на свои изыскания стипендию Гуггенхайма, ухватил настроение одного из самых ярких периодов в общественной жизни США. «С самого начала, — говорит фотограф, — я принял решение не покупать телеобъектив, чтобы никогда не быть дальше полутора метров от протестующих и полицейских, которых я снимал на улицах. Я хотел оказаться почти в кадре».
Серия «Время перемен», в 2002-м выпущенная в виде книги, в результате вобрала в себя 140 снимков, однако на открывшейся выставке в нью-йоркской галерее Howard Greenberg Gallery будет представлено только четыре десятка избранных изображений. Экспозиция доступна до 31 августа.