Шпионы, шпики, ищейки, парни, сующие нос не в свое дело, вскрывающие чужие конверты и подглядывающие в замочную скважину, маменькины сынки и даже сексуальные маньяки — какими только прозвищами не награждали сотрудников Mass Observation. Сами же основатели уникального проекта называли свою деятельность «антропологией себя». С 1937 года организация занимается изучением британского общества, и накопленные за несколько десятилетий материалы из ее архива теперь составили обширную выставку «Это — ваша фотография» / This is Your Photo в лондонской галерее The Photographers' Gallery.
Хотя взгляд Mass Observation был в первую очередь устремлен на представителей рабочего класса, люди, стоявшие у истоков фонда, значительно отличались от объектов своих исследований. Все три учредителя — художник-сюрреалист и кинорежиссер Хамфри Дженнингс, ученый Том Харрисон и поэт и журналист Чарльз Мэдж — получили привилегированное образование, венцом которого стала учеба в Кембридже. Тем не менее, имея левые политические убеждения, они решили воплотить идею, чьей целью было желание развеять некоторые из наименее лестных британских стереотипов, сформированных средствами массовой информации и политиками. Для изучения жизни обычных людей энтузиасты пригласили группу добровольцев, специализирующихся на социологии, и отправили их интервьюировать рядовых жителей страны, собирая мнения населения о самых разных вопросах. Антропологов интересовал широкий диапазон тем, начиная с одежды и заканчивая соображениями о природе счастья.
В числе участников изысканий Mass Observation значились также и документальные фотографы, такие как Джон Хинд, Майкл Викхэм и Хамфри Спендер, однако долгое время их снимки выполняли исключительно информационную функцию и не претендовали на то, чтобы считаться искусством. О том, какую вспомогательную роль играли такие кадры, можно судить хотя бы по словам Рассела Робертса. Куратор выставки в The Photographers' Gallery рассказывает, что по полученным изображениям исследователи могли, к примеру, подсчитать, сколькие из футбольных фанатов берут с собой на матч шляпу.
Спендер, один из самых активных участников Mass Observation, не был уверен в важности фотографии в процессе фиксирования повседневности и разочаровался в собственной работе для Daily Mirror, но его снимки сегодня признаются новаторскими и считаются значительной составляющей архива организации. В рамках экспозиции в лондонской галерее будут представлены две известные серии документалиста, созданные в конце 1930-х. Кроме того, на выставке покажут проект Britain Can Make It Майкла Викхэма 1946 года и изображения из Exmoor Village Джона Хинда (1947).
Вторую часть экспозиции составят материалы, собираемые уже с начала 1981-го, когда Mass Observation возобновила свои исследования. В этом блоке заявлено большое количество текстов, в том числе о месте сада и садоводства в жизни британцев и об образе дома.
This is Your Photo будет открыта до 29 сентября.