Роуз Мэндел, родившаяся в Польше, изучала искусство еще в Париже, однако ее основной специализацией была детская психология, образование в области которой она получила в престижном женевском Институте Руссо. Впрочем, освоить на практике эту профессию ей не удалось. Вместе с мужем Артуром бежав в 1942 году из военной Европы в Америку и поселившись в районе залива Сан-Франциско, Роуз из-за недостаточного знания английского языка была вынуждена отказаться от мысли стать психологом и отправилась трудиться токарем на производство. Но в конце концов она снова вернулась к художественной сфере и попросилась в ученицы к Эдварду Уэстону. Здоровье мэтра в те годы пошатнулось, и классик посоветовал молодой женщине обратиться к Анселу Адамсу, как раз собиравшемуся начать преподавание в California School of Fine Arts. Так польская эмигрантка оказалась участницей американского фотографического процесса.
В лице прославленного мастера пейзажа она нашла не только учителя, но и своего единомышленника. Однако ближе ей, пожалуй, было творчество Майнора Уайта, другого ее наставника и исследователя категорий психологического и духовного, в котором Роуз нашла родственную душу. С обоими педагогами и их окружением она поддерживала связь, уже став старшим фотографом художественного факультета Калифорнийского университета в Беркли.
Живописцы Элмер Бишофф и Ричард Дибенкорн хвалили снимки Мэндел, и это не было случайностью, учитывая проявлявшуюся в ее изображениях приверженность эстетике абстрактного экспрессионизма. Новаторские работы Роуз, в особенности серия композиций растений, снятая в расфокусе и крупным планом, стали результатом тонкого и искусного мастерства и глубокого погружения в сущность природы. «С самого начала ее видение было инстинктивным и персонализированным, — рассказывает куратор Джулиан Кокс. — Для Мэндел фотография являлась не просто средством описания мира, но и возможностью вскрыть его бесконечные формы и множество его настроений».
При жизни художница, пробовавшая себя в различных направлениях (сюрреалистичные сюжеты, лиричные портреты, уличные зарисовки, пейзажи — ей все давалось), выставлялась не то чтобы часто, но все-таки то и дело мелькала в музейных пространствах. Она была автором тихим, далеким от арт-рынка в его привычном сегодняшнем понимании, закрытым человеком и очень скромным по своей природе. Во многом по этой причине она, столь высоко оцененная современниками, так и не стала открытием для широкой публики, уйдя из фотографии в самом начале 1970-х, а перед этим получив стипендию Фонда Гуггенхайма. Но действующая выставка The Errand of the Eye в Мемориальном музее де Янга в Сан-Франциско призвана это исправить. Экспозиция включает все наиболее значительные серии Роуз Мэндел и работает до 13 октября.