Несмотря на множество культурных и религиозных ограничений, с которыми им всегда приходилось сталкиваться в обществе, где они были воспитаны людьми, указывавшими, что делать и как думать, ближневосточные женщины составляют авангард современного фотоискусства своих стран и, пожалуй, в большей степени, чем их соотечественники мужского пола, пытаются поднимать вопросы самоидентичности. Аргументом в пользу этой точки зрения может послужить выставка «Она, рассказывающая историю» / She Who Tells a Story, открывшаяся в Бостонском музее искусств и демонстрирующая панораму творчества двенадцати авторов из Египта, Ирана, Ливана, Иордании, Ирака, Йемена, Израиля и Марокко.
Написанный для экспозиции вступительный текст куратора Кристен Греш / Kristen Gresh указывает на проблему, с которой та столкнулась, готовя проект: хотя все приглашенные ею художницы бросают вызов предвзятым представлениям и предрассудкам, по иронии судьбы именно стереотипы и определили отнесение этих женщин-фотографов к одной группе. Впрочем, авторы — каждый по-своему — сводят на нет подобный объединяющий фактор разнообразием форм и методов, нашедших воплощение в их кадрах.
Несомненно, самой представительной участницей бостонской выставки является Ширин Нешат / Shirin Neshat. Уроженка Ирана, вынужденная покинуть страну еще в конце 1970-х и в настоящее время живущая в США, в 1990-х она была одной из первых в регионе, нарушившей традиционные границы в искусстве. Однако She Who Tells a Story знакомит не с классическими ее фотосериями, а с лаконичным и похожим на ранние работы проектом Roja / «Патриоты», завершенным в прошлом году.
Непосредственно за период, связанный с последним десятилетием прошлого века, отвечает Шади Гадириан / Shadi Ghadirian со своим Qajar (1998). Героини ее портретов — ближневосточные женщин, запечатленные в атмосфере обычной студии, но на каждом из изображений держащие предметы, разрушающие ординарность обстановки: солнцезащитные очки, банку Pepsi, бумбокс, флакон духов, фотоаппарат или пылесос. Серию натюрмортов Nil Nil художница выполнила десять лет спустя после этого, и, хотя стилистически и содержательно она значительно отличается от предыдущей, но и в этом проекте, прощупывающем тему жизни во время войны, автор делает акцент на внедрении контрастной детали в привычный сюжет. В вазу с фруктами фотограф кладет гранату, в шкатулку с бижутерией — армейский жетон, в авоську с игрушками — противогаз, а рядом с алыми туфлями ставит солдатские ботинки.
Вопросы существования в военное время волнуют и Гохар Дашти / Gohar Dashti. В своем Today’s Life and War она останавливается на том, как насилие влияет на эмоциональную жизнь людей. Совсем иначе на тему смотрит Нермин Хаммам / Nermine Hammam из Египта, соединяющая в серии Upekkha (2011) изображения солдат, сделанные на площади Тахрир, с утопическими и красочными пейзажами, призванными выявить уязвимость выпячивающих свое оружие молодых людей и поставить под сомнение реальность власти.
С идеей контрастов работает Рания Матар / Rania Matar. Ее A Girl and Her Room — ряд портретов ливанских и американских подростков, находящихся в их спальнях. «Девочки везде девочки, — говорит автор. — Они переживают один и тот же переходный период независимо от того, приходится ли им решать носить чадру или красить волосы в розовый цвет».
Нуша Таваколян / Newsha Tavakolian, сделавшая успешную карьеру фотожурналиста (ее кадры публиковались в крупнейших изданиях мира), в 2009-м была лишена репортерского удостоверения и от документалистики перешла к арт-фотографии. В проекте «Слушай» / Listen она снимает иранских певиц, которым по закону страны запрещены публичные выступления и запись в студии. Беззвучный характер изображений подчеркивает проблему ограничений, в условиях которых живут женщины на Ближнем Востоке.
Помимо упомянутых авторов, на выставке представлены Рана Эль Немр / Rana El Nemr, Таня Хабджука / Tanya Habjouqa, Лалла Эссади / Lalla Essaydi, Рула Халавани / Rula Halawani, Бушра Алмутавакел / Boushra Almutawakel и Жаннан Аль-Ани / Jananne Al-Ani.
Экспозиция She Who Tells a Story открыта в Бостонском музее искусств до 12 января 2014 года.