«Пока ты не поймешь, кто ты сам и почему делаешь то, что делаешь, сложно по-настоящему с сопереживанием и глубоким осмыслением взглянуть на других людей, которых ты снимаешь», — лишь много времени спустя Кристофер Андерсон проникся словами Жиля Переза, неоднократно пытавшегося донести до своего друга и коллеги по агентству Magnum эту простую истину.
Большую часть собственной журналистской карьеры уроженец Канады, выросший и повзрослевший в Техасе, провел вдали от дома. Он получил признание в 1999 году благодаря кадрам гаитянских беженцев, стремившихся добраться до Америки на деревянной лодке, и впоследствии, пытаясь разобраться в мире, фотографировал вооруженные конфликты, экзотические места и их обитателей, незнакомых ему. Если выражаться его же словами, Андерсон годами документировал чужой опыт. Проект «Сын» / Son, легший в основу одноименной книги, выходящей в этом сентябре в немецком издательстве Kehrer Verlag, стал первым экспериментом известного автора в его обращении к персональной жизни и личным переживаниям.
В каком-то смысле это был естественный поворот в работе Кристофера. Вместе с другим близким другом, репортером Тимом Хетерингтоном, он несколько лет назад обсуждал необходимость покончить с войной. Уже тогда он начал снимать жену Марион Дюран (фоторедактора Newsweek) и своего совсем маленького сына, не планируя широко показывать эти изображения. Гибель товарища в 2011 году очень тяжело была пережита Андерсоном. Вместе с тем происшедшее заставило фотографа посмотреть на серию Son иначе и понять: вот оно, то самое, тот другой путь, по которому ему и следует продвигаться в дальнейшем, освободившись от ярлыков и условностей.
«Я обнаружил, что становлюсь довольно пессимистично настроенным. Когда ты видишь, как плохо люди могут обращаться с другими, ты спрашиваешь себя: „Для чего это все? Что все это значит? “ Мгновение, когда ты впервые берешь на руки малыша, дает ответы на все вопросы. До рождения ребенка мир вращается исключительно вокруг тебя. С детьми же ты делаешься менее важным, что превращает тебя в лучшего фотографа», — рассказывает автор.
Личный проект Кристофера, впрочем, повествует не только об опыте отцовства. В своей серии он и сам предстает сыном, пробующим осмыслить через взаимоотношения с ребенком связь с собственным родителем, Линном, которому практически одновременно с появлением на свет внука диагностировали рак легких. Работа фотографа — это рассуждение и о новой жизни, и о процессах старения. Она о цикличной природе человеческого существования.
В 96-страничную книгу «Сын» Андерсона вошло 44 снимка. Презентация издания состоится сегодня в Picture Farm Gallery в Нью-Йорке.