В послужном списке парижского выставочного пространства Russiantearoom Gallery, существующего с 2007 года и промотирующего преимущественно российских авторов, экспозиция «Красива ли я?» (Am I Beautiful?) является тридцать восьмой по счету. Для участия в ней семь отечественных художников (двое из них, впрочем, работают в паре), представили в общей сложности два с половиной десятка своих произведений, объединяет которые, несмотря на различие арт-подходов и решений, тема современного представления о красоте. Последняя, говоря словами кураторов проекта, уже более не кажется абстрактной идеей и стараниями маркетологов превратилась во вполне себе конкретный свод требований, чье выполнение имеет не менее определенную цену. Гегемония молодости, одержимость собственной внешностью, культ искусственности — этим ключевым понятиям эпохи «Фотошопа», ботокса и социальных сетей посвящены в той или иной степени все выставленные на французской арт-площадке снимки.
Пожалуй, самые раскрученные фотографы из показанных в рамках экспозиции, — это Олег Доу и Марго Овчаренко, находящиеся, в сущности, на противоположных эстетических позициях. Первый агрессивно вторгается в изображение, препарируя его с помощью графических редакторов и орудуя компьютерными инструментами, точно это скальпель, а картинка — пациент на хирургическом столе. Второй же художнице, напротив, свойственно обращение к сырому и естественному материалу. Герои серии Hermitage Овчаренко неловкие и уязвимые. От взгляда зрителя их тела не защищены ни какой-либо визуальной обработкой, ни даже одеждой.
Подобны и персонажи дуэта Сони и Марка Уайтсноу — супружеской пары из Кирова, замеченной кураторами на Международном портфолио-ревю, которое проходило в Москве в 2011 году и фактически дало старт довольно успешной карьере этих двух авторов, некогда занимавшихся потоковыми коммерческими съемками. Их модели на портретах из проекта «Утомленные солнцем» тоже хрупкие, будто фарфоровые статуэтки, и ранимые. Они еле осязаемые, однако создается подобная воздушность опять же не без вмешательства «Фотошопа».
Даша Ястребова, в свою очередь, говорит на языке стереотипа, указывая на классические женские образы (Лолита, Мадонна, дива, рок-звезда и pin-up girl), растиражированные медиа и обязывающие современную женщину копировать позы, стиль, взгляд, поведение. Младшая сестра фотографа, 19-летняя Мария Ястребова, числится самой юной среди выставленных в Russiantearoom Gallery художников. Ее работы из серии «Мордыш», для которой девушка снимала сельских детей, отсылают не к иконическим изображениям, как кадры Дарьи, а к винтажным открыткам начала прошлого века, к почтовым карточкам с околосказочными сюжетами. Это красота иного толка, не такая вычищенная, как у Доу. Она подвижная, живая, природная, не обремененная связями с современными канонами.
Более всех из участников экспозиции выделяется Тина Шевалье, ученица Сергея Максимишина, выступающая с документальным мультимедиа «Кристина». Героиня этого проекта — неординарная художница из Углича. Живущая в старом гараже, мечтающая выйти замуж за принца Гарри и эпатирующая местных жителей своими экстравагантными нарядами, она собственноручно пытается отретушировать свой мир, чтобы казаться идеальной женщиной.
Выставка «Красива ли я?» будет работать в Russiantearoom Gallery до 17 ноября.