Как и многие авторы до него, Хендрик Керстенс, всерьез занявшись фотографией, обратился к самой близкой и доступной для него модели — своей дочери. Снимать ее он начал тогда еще, когда девочке было всего пять лет, и первыми его работами в этом направлении стали довольно классичные изображения, сделанные в минималистичном, но, очевидно, домашнем интерьере. Однако за последние годы стандартно стартовавшая серия, документировавшая стадии взросления Паулы, трансформировалась в проект, который сегодня вписывает Керстенса в один ряд с другими фотографами, апеллирующими к европейской живописи.
Для Хендрика, чья выставка в настоящее время открыта в Екатеринбурге, обращение к наследию нидерландского портрета семнадцатого столетия было вполне естественным решением. «Я голландец, и в моей ДНК заложена любовь к старым мастерам, к этим приглушенным краскам и светлым лицам, — замечает автор и признается, что, увидев однажды оригинальный «Портрет молодой девушки» Петруса Кристуса, он ни с того ни сего впервые расплакался над художественной работой. — Я сразу понял, что могу окружить себя этими „молчаливыми учителями“».
Идея пробных кадров, навеянных живописными традициями, пришла Керстенсу в голову внезапно: «Однажды Паула вернулась с верховой езды. Он сняла свою шляпку, и я был поражен образом ее волос, скрепленных сеточкой. Это напомнило мне о портретах голландских художников, и я снял ее в такой же манере. После я начал делать все больше и больше фотографий, в которых ссылался на искусство той эпохи».
Хотя есть в его серии и, скажем так, серьезные изображения, известность и награды Хендрику принесли снимки ироничные, выполненные в последние несколько лет. И именно на этих работах акцентирует внимание экспозиция в пространстве Екатеринбургского филиала ГЦСИ, где специально для выставки были преображены три зала (каждый перекрашен в свой цвет — серый, бледно-зеленый или синий). Световое решение и оформление фотографий в массивные золоченые рамы при первом же взгляде воссоздают контекст картинной галереи. Но стоит только внимательно приглядеться к ближайшему портрету, и благородный музейный пафос тут же исчезает.
Голландец задействует все основные компоненты вдохновляющих его произведений: простой и чаще всего глубокий темный фон, мягкое освещение, блеклые цвета, определенный ракурс, свежее лицо и спокойный взгляд модели. Лишь одна деталь в образе дочки переворачивает все с ног на голову. Вместо привычного для картин старых мастеров чепца Керстенс одевает на Паулу банальный пластиковый пакет, взамен пышного кружевного воротника — стопку обычных бумажных салфеток. Кондитерский мешок выполняет у него функцию колпака, ободок из пивных банок превращается в замысловатую прическу, а полотенце — в женский головной убор.
Фотограф берется за бытовые предметы неслучайно: его волнует экологическая риторика. Помимо потребительской задачи, говорит он, весь этот домашний хлам может нести и культурную ценность, используясь не единожды.
Рассматривание каждого из снимков Хендрика подобно веселой игре. Проводя авторскую экскурсию по выставке, он и сам не скрывает смешливого настроя и, рассказывая о проекте, делится забавными историями и шутками (центральный кадр серии, к примеру, он придумал, нахлобучив на дочку один из полиэтиленовых мешков, чтобы прикрыть ее голову от сквозняка). Ирония его и чувство юмора увлекают мгновенно, и уже нет ничего удивительного в том, что одна из посетительниц экспозиции тоже нацепляет на голову магазинный пакет и фотографируется в таком виде рядом с портретом Паулы.
Выставка Хендрика Керстенса открыта до 17 ноября в пространстве Екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства.