В Париже закончилась главная европейская фотонеделя, где правила бал крупнейшая ярмарка Paris Photo, собравшая вокруг себя множество выставок и фотомероприятий. Paris Photo проходила в 17-й раз и побила собственные рекорды. Куратор Джульен Фридман сообщила число посетителей — в этом году за четыре дня прошло более 55 200 человек. Это на 45% больше после переезда ярмарки в Grand Palais из Carrousel du Louvre (торговый центр под Лувром) в 2011 г. Ежегодно растет количество участников. В этом году в Grand Palais разместились 136 галерей (на 27 больше, чем в прошлом) из 24 стран, а также 28 издательств. Среди новых имен замечены нью-йоркские Metro Pictures и Cheim&Read и лондонские Ben Brown и Flowers.
В рамках ярмарки успешно прошла программа Platform, в которой приняли участие Софи Каль, Мартин Парр, Филипп Парено и Жорж Диди-Юберман, была открыта книжная выставка Open Book. Была представлена любопытная экспозиция работ из собрания гамбургского коллекционера Гаральда Флакенберга «Частная коллекция». Специально для Paris Photo был проведен отбор из более чем 2000 фотографий, среди которых можно найти работы Ли Фридландера, Уолкера Эванса, Вито Аккончи, коллажи Фила Коллинза и Джона Балдессари. В принцип отбора легла идея показа иконических образцов современной визуальной культуры: от классической документалистики до экспериментальных работ, использующих фотографию как художественное средство.
Маленькой сенсацией Пари Фото стало приобретение редкого оригинального отпечатка Августа Зандера «Кондитер»/ Konditormeister 1928 года за 1 миллион евро у галереи Feroz из Бонна. На этом сенсации не закончились: в день открытия ярмарки крупнейшая ежедневная газета Libération убрала все фотографии со своих полос, оставив пустые «окна» с проставленными копирайтами. По словам главного редактора, это был жест солидарности c журналистами, корреспондентами и военными репортерами, чья работа периодически остается низкооплачиваемой, невостребованной и незамеченной в то время, как процветает глянцевый фоторынок. За эти дни Libération не единожды обратила на себя пристальное внимание. Через несколько дней после выпуска нашумевшего номера, в редакцию ворвался вооруженный неизвестный, ранивший 23-летнего штатного фотографа.
Помимо громких и скандальных событий фотонедели стоило отметить «параллельную программу» из более чем пятидесяти мероприятий. Судя по ежедневным гигантским очередям из элеганто одетых пожилых парижан, огромной популярностью пользовалась большая ретроспективная выставка Брассая, проходившая в Hôtel de Ville. Вообще, классика фотографии, особенно документальной фотографии, продолжает активно интересовать публику. Это относится и к успешной ретроспективе Себастьяна Сальгадо в Европейском доме фотографии (Maison Européenne de la Photographie), ретроспективе Андерса Петерсена в Национальной библиотеке и его же персональной выставке «Принаждлежать»/ To Belong, проходившей параллельно в галерее Vu, а также к выставке «Темные колени»/ Dark Knees Марка Коэна в галерее Le Bal. Несмотря на то, что на встречу с автором пришли преимущественно зрители старшего поколения, работы, снятые с 1969 по 2012 гг. в родном городке штата Пенсильвания, выглядят современными, острыми и интригующими благодаря нарочитой фрагментарности и близкому контакту, граничащему с внедрением в личное пространство снимаемого объекта.
Для более молодого и искушенного зрителя известная галерея Perrotin представила целых две выставки: «Украденные» /Dérobés Софи Каль и «Громкое тело»/ Body Loud Райана Макгинли. Отсутствие людей в галерее стало преимуществом, нежели разочарованием. Прекрасно оформленные работы Софи Каль приятнее всего рассматривать в уединении. Впечатление омрачило разве что отсутствие переводов текстов художницы на английский язык, без которых невозможно правильно воспринимать работы.