Объявленные темы Московского Фотобиеннале - путешествие, конфликт и соблазн. Но, не в пример прежним месячникам, на этот раз трудновато связать большинство отдельных выставок с этими векторами.
Мигранты, китайцы, женщины. Вот три альтернативных темы, которые с не меньшим успехом можно найти на Фотобиеннале: по-моему, это звучит более актуально и менее романтично. Женское искусство все еще в моде после прошлогодней Венецианской биеннале. Китайцы вот уже несколько лет звездят в международных галереях, они давно переплюнули европейцев не только количеством, но и качеством своих работ. А мигранты - одна из самых важных политических проблем, объединяющих Азию с Европой. Наверное, поэтому кураторы китайского проекта – французы, а сам он – братский жест со стороны Международного фотофестиваля в Лянчжоу.
|
На месячнике заявлены 8 участников-китайцев и две программы китайского видео. Все они по-братски разместились на территории Арт-Стрелки, и, пожалуй, перед нами - лучший "сборный концерт" за время существования этой площадки. Проект подготовлен представлен французскими кураторами.
Правда, в обычную среду вечером (вне вернисажа) увидеть восточный видеоарт оказалось невозможно, так как обе галереи, в которых его должны были бы показывать, были закрыты (как, впрочем, и галерея XL-projects). Поэтому лучше звонить в галереи до похода на Арт-Стрелку, чем стучаться в запертые двери после. Вот три серии, которые стоит увидеть.
Ван Цинсун. Вчера, сегодня, завтра. Собрание автора. Галерея VP-studio.
Леонардо да Винчи был автором самого знаменитого перформанса в истории мирового искусства. Он покрасил мальчика в золотой цвет, и провез его по городу, как живую статую. Ван Цинсун действует гораздо масштабнее: он красит кучу-малу из взвода товарищей, выстраивая их в скульптурные композиции, которыми мог бы гордиться Манизер, потом фотографирует группу и обрабатывает изображение на компьютере. Результат можно обозвать "кит-арт", то есть соц-арт на китайский манер. Иронично и свежо.
|
Ху Ян. Шанхайские интерьеры. Собрание автора. Галерея VP-studio.
Искусство гуманистического фоторепортажа живет и процветает в народном Китае. "Шанхайские интерьеры" - это социальный проект, чья задача - показать, как живут китайцы простые и сложные: бедная баба (стены спальни оклеены цветными картинками из рекламных каталогов, посередине комнаты - лежанка) и духовно богатый интеллектуал (в кабинете от пола до потолка - стеллажи с книгами), "новый китайский" (в гостиной, рядом с креслом, стоит большая ванна, а напротив - огромный плазменный экран) и большая традиционная семья (все скучились на кухне, где каждый занят своим делом). При этом, возможно, что слова "спальня", "кабинет", "гостиная", "кухня" неприемлемы при отчете о такой выставке. Может быть, правильно говорить "комната", а о том, что у разных комнат бывают разные предназначения - китайцы узнали недавно, а многие и не знают до сих пор. Главное впечатление от "шанхайских интерьеров" - их скученность и теснота.
Телефоны галереи VP-studio +7 495 5056457, +7 901 5183051
Вэн Фэнь. С высоты птичьего полета. Собрание автора/ Scalo. Галерея "Глаз" при Московском Доме Фотографии.
|
Девочки глядят на мегаполис, стоя на смотровой площадке. При этом впечатляет контраст между мощными небоскребами на заднем плане (слава Китаю!) и девичьими хрупкими тельцами - на первом (привет, "Тату"!): но меня интересует в этих изображениях не столько фрейдистский подтекст, сколько социальный текст. Вэн Фэнь демонстрирует вызывающую маскулинность современного китайского города, и нам остается только завидовать ей. Противопоставив короткие юбочки ритму небоскребов, Вэн Фэнь подчеркивает индустриальную мощь Поднебесной.
Телефон галереи "Глаз" при Московском Доме Фотографии +7 495 1361272
Авторское примечание
Китайцы и русские - братья навек. Вот самый неактуальный лозунг современности. Конфуцианская мораль работает как машина. А русская путаница заставляет верить не печатным материалам биеннале, а своим глазам. В программе фестиваля Вэн Фэнь приписан VP-studio, а на деле его работы можно увидеть в "Глазу". Пресс-релиз "Китайской стрелки" обещает буквально следующее: "Когда-то он ["Ванг Квингсон"] снимал настоящие скульптуры - памятники времен социализма, а теперь сам составляет впечатляющие монументальные композиции из живых людей. Вен Фен в своем проекте "С высоты птичьего полета" тоже использует живность, но преимущественно в виде трупиков" (и тут живность, и там тоже живность... - любопытный пример того, как расизм прорывается из подсознания в официальный документ для прессы), однако "трупики" (автор релиза использует это слово для обозначения "тушек маленьких зверей") использует совершенно другой фотограф - Янь Ши. Эхх, не брат ты мне, заяц...