Елена Чернышова стала финалистом World Press Photo в категории «Повседневная жизнь», 3 место, с серией Days of Night — Nights of Day о жизни современного Норильска. Елена живет во Франции. Родилась в 1981 в Москве. Там же закончила МАРХИ по специальности архитектор. Проработав два года, отправилась в трехгодичное путешествие длиной 30.000 километров (от Тулузы до Владивостока) на велосипеде. Этот незабываемый опыт сподвиг Елену стать фотографом.
Елена Чернышова, прямая речь.
О проекте Days of Night — Nights of Day
Желание поехать на Север и прочувствовать жизнь за полярным кругом со всеми ее особенностями: полярными днями и ночами, суровыми морозами, беспощадными метелями, многометровыми сугробами, появилось задолго до того как я стала фотографом. Моя мама долгое время жила в небольшом поселке на Чукотке, и мое детство было переполнено завораживающими рассказами об этом удивительном крае. В 2008 я познакомилась с норильчанкой. С тех пор Норильск приковал мое любопытство. Желание поехать на Север и узнать побольше о Норильске срослись для меня в единое целое. Идея проекта конкретизировалась в 2011, когда я подавала заявку на грант французского фонда Лагардер. На все подготовительные процессы — исследование, просмотр материалов о городе, сбор информации, подготовку доклада, знакомство с норильчанами ушло практически два месяца. Изначально меня интересовала тема адаптации человека, отдельного индивида и общества в целом, к экстремальным условиям. Север — лютый край с непригодными для людей климатическими условиями. Создание поселений и городов в этих широтах обусловлено исключительно эксплуатацией природных ресурсов. Мне было интересно, как люди, вырванные из привычной среды, осваиваются на новым месте, какие они создают механизмы адаптации.
В Норильске меня привлекло то, что в этом городе проживают уже второе, третье и даже четвертое поколение людей. Люди не просто приезжают сюда на временную работу, но многие здесь рождаются и проводят всю жизнь. Это не вахтовое поселение, но реальный полноценный город. Суровые климатические условия обостряются также тяжелой экологической ситуацией, своеобразной изоляцией и оторванностью от материка. Город, построенный заключенными ГУЛАГа, находится в трагическом историческом контексте... В настоящем жизнь здесь идет «вопреки». Чем больше я узнавала о городе, тем больше вектор моего интереса расширялся с темы адаптации к рассказу об уникальности Норильска, мне хотелось передать разнообразные составляющие повседневной жизни норильчан.
Я считаю свою работу журналистской, потому что конечная её цель — это максимально объективное повествование. Хотя объективность всегда относительна, и там, где есть авторский взгляд, неизбежно появляется субъективность. Мне бы хотелось, чтобы этот проект пробудил в людях вопросы о лимите человеческой адаптации, о цене, которую мы платим за эксплуатацию природных недр, и о реальной целесообразности, об условиях, которые мы готовы принять...
О любимых авторах
На меня очень сильное влияние оказало творчество Каролин Дрейк. Потрясающие по глубине и поэзии работы. Ее фотография произвела во мне революции. Я осознала, что фотография — это мощный визуальный язык, который может повествовать сразу на нескольких уровнях и который напрямую мгновенно доносит информацию до сознания, причем информацию очень объемную и богатую по содержанию. Ее проект Two rivers до сих пор остается для меня одним из самых вдохновляющих. Я часто обращаюсь к работам Джонаса Бендиксена, очень люблю его Satellites. Мне нравится его подход к работе — проводить много времени на месте, чтобы прочувствовать всю его глубину, только тогда можно по-настоящему передать эту неуловимую атмосферу в фотографиях. Мне безумно нравится творчество Татьяны Плотниковой, Евгении Арбугаевой, Рены Эффенди, — женская фотография мне особенно близка, в ней много неуловимой тонкой поэзии... Из классиков — Йозеф Куделка — это гений! Я безмерно люблю его фотографию и разделяю многие его взгляды.
Из работ финалистов WPP мне очень нравится истоия Рены Эффенди. Она о чем-то вечном, светлом, о жизни, о незыблемых ценностях. В каждой фотографие — глубина. Они потрясающие. Нравится главная фотография года — в ней есть заряд надежды. Last of the Vikings Маркуса Блесдаля – близкая мне тема. История Робина Хаммода – сильная работа. Очень приятно видеть среди призеров наших ребят с сильными интересными работами.
О World Press Photo
WPP — это самая настоящая фотожурналистика, причем важная ее составляющая — новости, актуальные события, острые социальные темы. WPP транслирует жесткий визуальный ряд — войны, насилие, катастрофы, и эта позиция часто подвергается критике. Документировать трагедию нужно. Люди должны знать об ужасах, которые творятся в мире, умалчивать об этом — грех. С другой стороны, визуальные средства для этого есть разные. У меня иногда создается впечатление, что фотографы конкурируют в том, кто драматичней передаст сцену, покажет больше крови, мяса, эмоциональной жести, чтобы больше шокировать. На мой взгляд эта оголенная жестокость приводит к своеобразной банализации насилия. Фотографии Второй мировой войны или войны во Вьетнаме гораздо более «гуманны» в визуальном отношении, но во мне они вызывают более сильные чувства... Это не имеет отношение к идеологии самого WPP. На мой взгляд, это общая тенденция в новостной фотожурналистике.
Мне гораздо более близки другие темы, другие стороны жизни, располагающиеся вне новостного эфира. Поэтому я очень рада, что в WPP есть категория повседневна жизнь, появилась категории «observed portrait». Тема моей серии также достаточно актуальна. Это Север и эксплуатация его природных богатств, организация работы и жизни людей в суровых условиях, охрана окружающей среды.
О фотообразовании
Опыта обучения в фотовузах у меня нет, про российские школы знаю по работам их выпускников, но ничего не могу сказать про методику. В целом мне кажется, что можно научить теории, техническим навыкам, навыкам работы с людьми-героями, нужно учить коммуникациям, работе со СМИ, с фондами, фестивалями... Но видению научить невозможно, его можно развить только через практику, через долгий анализ своих работ и работ мастеров, через наблюдение. Я училась у уже состоявшихся фотографов, часами разглядывая и анализируя их фотографии, читая или слушая рассказы о работе над сюжетами, поэтому список авторов, которые меня вдохновляют, очень длинный...
О независимости
Cущественная разница — работать на себя и со СМИ. При работе со СМИ есть жесткие заданные сроки реализации и ожидание вполне конкретных результатов. Это работа с уже заданным вектором, хотя пространство для творчества всегда есть. Большой плюс — это финансовая поддержка, помощь в организации и гарантия публикации. При работе над собственным проектом финансирование идет как правило из личных средств, накопленных как раз от заказов, или, в идеальном случае, на гранты. Нет гарантии в будущей публикации, а значит и того, что проект себя окупит. Это риск. Но зато это безграничная свобода, много времени — самого ценного ресурса для фотографа, отсутствие какого-либо давления. Если будет неудача, то это личный промах, редакцию же подвести никак нельзя!
Жить только за счет фотографии — возможно. Все зависит от того, какой фотографией заниматься. Если делать коммерческие проекты, чтобы потом финансировать персональные — то можно. В мире очень мало документальных фотографов, кто живет доходами от своего творчества. Многих фотографов с «именем», живых легенд, сложно назвать богатыми.
Фотография всегда была для меня как дыхание. Я не могу не снимать. Желания бросить никогда не было. Но обеспечивать свои материальные нужды фототворчеством у меня не всегда получалось. И в один момент я решила, что не буду больше пытаться сделать фотографию своей «профессией», если не получу грант. Грант я получила и смогла работать над историей о Норильске. Как все сложится дальше — сложно сказать. Фотография — это все-таки не профессия, это образ жизни.