В преддверии 8 марта в Московском Мультимедиа Арт Музее в рамках Фотобиеннале 2014 открылась выставка американского фотографа Гарри Виногранда «Женщины прекрасны». Ее куратором выступила Лолла Гарридо, владелица коллекции, состоящей из 85 фотографий одноименного проекта, которым Виногранд занимался на протяжении 15 лет, с 1960-1975год.
Эта серия стрит-фотографий, тщательно отобранная автором из 15 тысяч снимков, но не имевшая особого успеха после первой публикации в виде фотокниги в 1975 году, сегодня является символом эпохи сексуальной революции и отражением мужского взгляда на женскую эмансипацию. «Хорошая фотография всегда на грани провала», — объяснял Виногранд недоумевающей публике, считавшей его фотографии, мягко говоря, неровными. Сейчас, глядя на все эти живые репортажные кадры, снятые часто даже без взгляда в видоискатель, с нарушением всех законов композиции кажется, что только так и никак иначе можно было передать динамику бурлящих 60-х.
Все, как известно, смешалось в американском обществе. Социальные роли и модели поведения перестали определяться гендером. Женщины, осознавшие подчиненное положение в мире, которым правят мужчины, начали демонстративно утверждать собственную значимость и выступать за равноправие. Они не только стали выбирать «чисто мужские профессии» и вести себя более раскрепощенно, но и решительно порвали с возвышенным декоративным образом «женщины-цветка»: обрезали юбки, отказались от бюстгальтеров, провозгласив свободу тела и красоту естественности.
Рождение и становление этого нового типа женщины, не стремящейся понравиться мужчине, свободной, независимой и прекрасной в своей непосредственности, так старательно и документировал Гарри Виногранд. Знаменитый стрит-фотограф встретил его с явным восторгом и любопытством, но не без доли иронии, о чем говорит само название проекта «Женщины прекрасны». С такой же смесью иронии и умиления родители смотрят на первые самостоятельные, но неуклюжие шаги ребенка. Процесс женской эмансипации кажется Виногранду настолько же очаровательным и забавным, насколько серьезны лица симпатичных девушек на его снимках, идущих с тяжелыми от покупок сумками или прикуривающих мужчинам. Его взгляд фланирующего ловеласа с воодушевлением и удовольствием скользит по поверхности изменившегося, но еще по-прежнему замкнутого и безобидного мира женщин, ликующих от завоеванной свободы, но еще не узнавших ее обратной стороны. Пока они беззаботно катаются на велосипеде в мини-юбках, плавают без купальника, подпрыгивают в танце и гуляют по улицам без нижнего белья с озорными улыбками на лицах. Разделяя их радость и подхватывая оптимистичный настрой, Виногранд все же остается наблюдать за этим растянувшимся женским праздником на расстоянии, фиксируя наиболее яркие его моменты со стороны, не нарушая естественности происходящего и достигая тем самым максимальной правдивости фотоизображений.
Мощная и жизнерадостная энергия снимков «величайшего фотографа той эпохи» по мнению Джона Шарковски, первого руководителя фотографического отдела МоМА, сливается на выставке в один стремительный музыкальный поток. Перекликающиеся друг с другом фотографии размещены компактно в два ряда по всему периметру белого зала. Перемежаясь паузами в виде одиночных снимков крупного формата, они ритмически образуют своеобразный гимн, посвященный свободным и прекрасным женщинам шестидесятых в исполнении не менее прекрасного Гарри Виногранда.