Совсем недавно известный фотокритик и блоггер Йорг Колберг писал в своем блоге Conscientious о диктате фотопроектов как о современной тенденции, которая обязывает фотографов мыслить исключительно сериями снимков, объявляя отдельные фотографии как бы вне конвенции. При этом Колберг отмечает наличие большого числа профессионалов, которые производят отдельное, индивидуальное изображение. «Эти фотографии могут существовать как своего рода проект (или фотокнига), но они слабо связаны друг с другом. Слабо, но не настолько слабо, чтобы распасться. По крайней мере, всегда есть что-то, что держит фотографии вместе: фотограф».
Американский фотохудожник Джефф Коуэн / Jeff Cowen, чья выставка сейчас проходит в галерее WW в Берлине, относится к мастерам отдельных изображений. Фотографиями в чистом виде их назвать сложно, поскольку они находятся в пограничной зоне — между фотографией и современным искусством. Не замыкаясь на средствах фотографической изобразительности, Коуэн обращается к арсеналу художественных приемов, используя коллаж и живопись действия. В ходе подобных манипуляций фигуративные изображения нередко переходят в абстракцию. Как говорит сам Коуэн, ему «интересно не копировать реальность, а проявлять невидимое».
Рисуя на отпечатках, проводя над ними химические эксперименты, царапая их поверхность, разрывая на кусочки и склеивая их в коллажах, Джефф Коуэн акцентирует внимание на материальности, плоскостности фотографии, и в то же время на ее способности вмещать художественные образы.
Любопытно, что почти все фотографии, с которыми работает Коуэн, напоминают не долетевший до мусорной корзины, сильно залежавшийся в лаборатории фотографический брак: грязные пересвеченные натюрморты, пейзажи в случайных разводах и каплях от химического раствора, в чем-то не удавшиеся разорванные женские портреты и снимки в стиле ню. Но чем старее и испорченнее отпечаток, тем интереснее он оказывается как рабочий материал.
Перепроявленные карточки, собираясь в коллаже, превращаются в нижнюю часть платья. Прежде разорванные снимки ню эффектно складываются в эротическую абстракцию. Химические полосы и кляксы начинают рифмоваться с акварельными мазками. Первоначально «плоские» фотографии с помощью обрывков, более темных по тону, получают недостающую глубину. Скучные с композиционной точки зрения кадры дополняются собственными уменьшенными копиями, прикрепленными скотчем.
Претерпев множество преобразований, все эти выцветшие, химически состаренные, склеенные из кусочков, измененные до неузнаваемости фотоизображения окончательно расстаются с документальностью, перестают быть прямой копией реальности, обретая собственную уникальность и вневременное измерение. Примечательно, что каждый снимок фотограф обрабатывает химическим селеном, чтобы обеспечить максимально долгую сохранность его серебряно-желатиновым отпечаткам.
Возвращая таким образом ценность отдельному изображению, Коуэн все же находит свой ответ современным тенденциям. В качестве приглашения на выставку он рассылает 48-страничную фотокнигу, состоящую из художественных набросков, фрагментов фотографий и кратких поэтических заметок. Весь этот разнородный материал связывает не только имя автора, но и общая концепция его работ, выраженная в названии: «Фотография — это миф об иллюзии» («Photography is a myth about delusion»). Или невидимом, выражаясь языком фотохудожника.