Из тысяч портретных фотографий и сотен фотоисторий, присланных на конкурс из более чем 80 стран мира, международная отборочная комиссия LensCulture выбрала десятки лучших. Среди участников-победителей – 6 финалистов и 25 авторов, отмеченных особым упоминанием жюри.
Заявленная организаторами концепция премии, озвученная как «Новый фотографический портрет», обнаружила внушительное многообразие современных подходов и техник в этом традиционном и едва ли не самом распространенном жанре – постановочные студийные работы, автопортреты, портреты в естественной среде, концептуальные, документальные, повседневные, подвергнутые цифровой манипуляции и полученные посредством классических аналоговых процессов. Это, что касается формы. И стремящееся к бесконечности число смыслов и подсмыслов содержания.
Снимки из серии «Сначала не было ничего» / «First There Was Nothing» норвежца Мариуса Шульца / Marius Schultz были признаны лучшими в категории «Портфолио». Портретную историю автор вплетает в ткань философского-поэтического размышления о мифологическом архетипе Мирового Дерева. Рыжеволосые, почти прозрачные создания, внешне напоминающие хрупких Ев с живописных полотен эпохи Возрождения, равно как и Венеру Боттичелли (не случайно в серии так много воды – одного из первоэлементов мироздания), запечатлены в процессе взросления, и, по словам автора, репрезентируют идею отношения бесконечности времени и конечности человеческого цикла жизни. Портретные зарисовки растворяются в череде сменяющих друг друга фрагментах пейзажа. Заросли камыша, лесная поляна и ветви, ветви, ветви в разное время года, и вот еще чуть-чуть и уже слышен их шелест. Завораживающая последовательность снимков напоминает «медленное кино» с привкусом Дзен, такое, как у Апичатпонга Вирасетакула, и немедленно отсылает к буддийскому круговороту сансары.
Второе место присуждено известному иранскому фотожурналисту Хоссейну Фатеми / Hossein Fatemi за снимки из проекта «Скрытая Истина» / «Veiled Truths». Фатеми делает портреты мусульманских женщин через завесу их платков-хиджабов. При этом, находясь по другую сторону символической материи, модели вольны выбирать способ самопрезентации – кто-то облачается в еще один хиджаб, кто-то позирует в купальном костюме. Намерение автора – обнажая приватную сторону жизни мусульманок, что само по себе редкость, кроме того показать тот разрыв, который существует между частными самоидентификациями и единообразным общественным представлением о них.
Серия третьего победителя – жителя Токио Цутому Ямагата / Tsutomu Yamagata – могла бы стать сборником новелл, таким же самобытным и удивительным, как вся японская культура. Персонажи Ямагата – люди, встреченные фотографом возле лотосового пруда в небольшом токийском парке, каждый со своей уникальной историей. По словам фотографа, не внешность героев или их рассказ о себе привлекали его, но некая магнетическая сила, невидимая и безмолвная, которая притягивает подобное к подобному. Название серии «Тринадцать сирот» / «Thirteen Orphans» происходит от одноименной комбинации фишек в маджонге, где каждая не подобна другой, и вместе с тем является неотъемлемой частью ценности целого. Портреты снабжены краткими текстовыми описаниями, что пробуждают воспоминания о некогда прочитанных хайку.
В категории одиночных фотографий первым стал снимок Клэра Бенсона / Clare Benson из серии, посвященной охотничьим традициям северного Мичигана. Вторым – постановочный портрет «монахини» Марка Теруа / Marc Thirouin, вдохновленного в создании снимка «Нескромным обаянием порока» Педро Альмадовара. Автор, получивший третье место – Ульрик Тофте / Ulrik Tofte – рефлексирует над процессом изменения национальной идентичности жителей республики Гана под воздействием глобализации.