Каждую весну вот уже без малого 30 лет в небольшом городке Йер – старейшем курорте Французской Ривьеры, проходит всемирно известный Международный Фестиваль Моды и Фотографии / Festival of Fashion and Photography of Hyères.
Замысловатое пространство виллы Ноай / Villa Noailles, спроектированной в начале 20-х годов прошлого века парижским архитектором и дизайнером Робером Малле-Стивенсоном, на несколько дней становится площадкой для проведения модных дефиле, конференций, выставок. Следуя доброй традиции, заложенной первыми владельцами виллы – четой меценатов Ноай, покровительствовавших прежде всего авангардному искусству в лице Пикассо, Кокто, Дали, Бунюэля, Ман Рея и других, организаторы фестиваля в первую очередь ориентируются на новые тренды, как в моде, так и в фотографии, и нередко становятся их законодателями.
Самая интригующая часть программы фестиваля – конкурсная. Два международных жюри пристально изучают модных перспективных дизайнеров и многообещающих молодых фотографов, определяют участников фестиваля (по 10 человек в «моде» и в «фотографии») и в заключительный день оглашают имена победителей.
На суд отборочной комиссии фотографического конкурса, главой которой в этом году стал британец и ныне парижанин Стив Хиетт / Steve Hiett, снимающий в настоящее время преимущественно для British Vogue, Vogue Paris, Elle и Marie Claire, было прислано 743 заявки. Гран-при присуждено базирующемуся в Лондоне итальянцу Лоренцо Виттури / Lorenzo Vitturi за проект «Анатомия Далстона» / Dalston Anatomy. Вдохновленный ежедневными вынужденными прогулками через мультиэтнический рынок в центре северо-восточного района Лондона, фотограф обнаруживает в пестром хаосе красок, предметов, лиц, звуков, запахов свою собственную гармонию, этакий микрокосм, в котором визуально связано все со всем. В барочных формах экзотических фруктов он видит подобие характерных для Вест-Индии женских причесок; в красочных ансамблях рыночных киосков – одеяния западноафриканских жителей. В качестве квинтэссенции такого тотального взаимопроникновения и смешения образов, Виттури монтирует натюрморты-инсталляции из найденных на рынке мусора и отходов, которые так или иначе также использует в своих фотографических изображениях.
Специальным призом жюри и премией Leica был отмечен проект «Под покрывалом» / Under Cover Вирджинии Ребетес / Virginie Rebetez из Швейцарии. В центре внимания фотографа – темы индивидуальных/коллективных идентичности и памяти. Автор рефлексирует над одним из ритуалов погребения – покрытия надгробий особой материей и разоблачения их в момент, знаменующий «рождение после смерти». Премию Школы изобразительных искусств получила француженка Орианна Лопес / Orianne Lopes за гендерный проект Les Mélanies, осмысляющий стереотипы восприятия чернокожего женского тела в поле «белокожей» визуальной культуры. Симпатии публики же были обращены к проектам «Армюр» / Armure и «Фарма» / Pharma жительницы Швейцарии Marie Rime. В первом – портреты заключенных в «броню» повседневных объектов женщин, теряющих свою идентичность в круговороте войны, власти и орнамента; во втором – напоминающие минималистическую живопись фрагменты упаковок фармацевтической продукции, полностью нивелирующие наблюдателя.
Помимо коллективной выставки фотографов, вошедших в шорт-лист фестиваля, на вилле Ноай представлены персональная выставка уже упомянутого Стива Хиетта «Песня остается прежней» / The song remains the same, а также новые проекты призеров фестиваля прошлого года, которые будут открыты для публики до 25 мая.