Тема основной программы фотофестиваля в Кракове Krakow Photomonth Festival 2014 в этом году была определена его главным куратором – молодым, но уже признанным фотографом, художником, писателем, куратором, учредителем и редактором журнала о фотографии SeeSaw Magazine Аароном Шуманом / Aaron Schuman – как «Re:Search». Ее звучание и, если точнее – замысловатый способ написания, взывает к игре смыслов и значений, этакому круговороту категорий поиска, исследования, истины, гносеологической верификации. Выбор темы отчасти отражает один из трендов современной фотографии – обращение к ее экспериментальному модусу и по сути исследовательское ядро ее содержания; в то же время это возвращение к отправной точке фотоискусства и первоначальному значению фотографического медиума, отсылающее к тому, что пионеры фотографии были не столько эстетствующими искателями нового выразительного художественного средства, сколько амбициозными учеными, исследователями, эрудитами, использующими изображения в качестве инструмента для приращения знания в самом широком спектре научных дисциплин. Другими словами, основная проблематика фестивальных проектов этого года – взаимоотношение знания и фотографии, а также роль последней в процессе понимания и постижения мира.
Основная программа включает девять выставок, среди которых есть и проект самого Шумана FOLK: A Personal Ethnography – история «о-своения» коллекции краковского этнографического музея, пропущенная через историю персональную (у куратора среди прочих есть и польские корни), сконструированная из музейных артефактов и авторских снимков.
Главной мистификацией фестиваля стала серия Hotel Oracle американского фотографа Джейсона Фулфорда / Jason Fulford, чье высказывание «Вся наша жизнь – исследование» могло бы стать слоганом фестиваля. Помещая зафиксированные камерой фрагменты повседневной реальности в символическое обрамление аллюзий на древнегреческие мифы, используя в экспозиции как единичные снимки, так и инсталляцию, слайд-проекцию, звук и другие художественные средства, автор предлагает публике поразмыслить о грани между эмпирической очевидностью и умозрительной интерпретацией. И даже квестовая форма подачи – прежде чем зритель доберется-таки до географического месторасположения выставки, ему придется разгадать пару головоломок – делает поиск «знания» подобным охоте за сокровищами, вовлекая искателя в процесс постоянного выбора между собственным живым опытом и информацией, полученной извне.
Остроумием отличаются и другие проекты основной программы. Американец Тревор Паглен / Trevor Paglen был приглашен в Краков с одним из самых нашумевших своих проектов – The Last Pictures («Последние изображения»). Сотня фотографий, повествующих о истории человечества – от изображений наскальных рисунков и иллюстраций к «Левиафану» Томаса Гоббса до снимков скрытой камерой нелегальных мигрантов, пересекающих границу между Мексикой и США, представлены здесь вместе с видео- и фотодокументацией того, как этот «краткий курс» был записан на силиконовый диск и три года назад на борту спутника Echo Star XVI отправлен бороздить космическое пространство.
И кроме перечисленного краковский фотофестиваль вмещает еще не одно громкое имя. Творчество британской концептуалистки Клэр Стрэнд / Clare Strand представлено к удовольствию арт-общественности в объеме ретроспективы; подборка Уолкера Эванса / Walker Evans включает журнальные публикации великого фотографа не одного десятилетия; серия американки Тарин Саймон / Taryn Simon исследует кажущийся нейтральным, но, очевидно, не являющийся таковым, мотив каталогизации знания о мире.
Помимо основной программы в рамках фотомесяца проходит не менее популярная ShowOFF Section, состоящая в этом году из восьми серий молодых фотографов из разных стран, отобранных в ходе открытого конкурса международным жюри, а также, как водится на мероприятиях подобного размаха – портфолио-ревю, открытые встречи с фотографами и видеопоказы.