Вот уже двенадцатый год начало лета в Польше насыщено фотографически необычайно – одновременно здесь проходят два международных фотофестиваля, в Лодзи и Кракове.
Программа Fotofestiwal 2014 в городе Лодзь не ограничена какой-то одной темой, как это было в прошлые годы, и удивляет не количеством, но качеством.
Специальная секция программы Special Exhibitions представлена пятью выставками. Три из них – масштабные ретроспективы: самого выставляющегося на сегодняшний день фотографа в мире Роджера Баллена / Roger Ballen, главного фотографа «высшего света» Фолькера Хинца / Volker Hinz и этакая «музыкальная ретроспектива» Брайана Гриффина / Brian Griffin.
Экспозиция Баллена включает 180 снимков и демонстрирует развитие художественного видения автора во времени – от социального критицизма ранних серий, через «документальный вымысел» последующих к смешанным техникам самых последних. Серия Хинца Legends (именно его Вуди Аллен взирает с фестивальной афиши) – результат четырех десятилетий работы фотографа в культовом немецком журнале «Stern», для которого мастер портретировал самых знаковых персон XX века – политиков, художников, звезд шоу-бизнеса. Подборка DisCover Photography Гриффина создана в панк-стилистике и представляет собой микс обложек музыкальных альбомов и снимков музыкантов, их создающих, весьма и весьма незаурядных – Depeche Mode, Placebo, Iggy Pop, Kate Bush, Peter Gabriel и других.
Особого упоминания заслуживает выставка двух победителей международного конкурса Leica Oscar Barnack Award 2013, и прежде всего – благодаря присутствию в ней серии-сказки о детстве в далекой Сибири Евгении Арбугаевой, снятой в городе Тикси, где «снег и небо так белы, а ветер так силен, что можно парить в воздухе». И если Арбугаева рассказывает добрую, пронзительно нежную сказку, то другой фаворит Leica Кирил Язбек / Ciril Jazbec – сказочник отнюдь не добрый. В его серии Waiting to move о жизни на крошечном острове Аляски на землю обрушиваются злые силы штормов и эрозий, а традиционный уклад небольшой коммуны старых охотников и рыболовов медленно исчезает под напором неопределенного будущего глобализации.
Кроме впечатляющей специальной программы традиционной частью лодзинского фотофестиваля стала экспозиция 10-ти финалистов международного Grand Prix Fotofestiwal 2014. В этом году в лист номинантов на главную награду был отобран среди прочих проект Days of Night – Nights of Day Елены Чернышевой. Но как бы ни была хороша серия о Норильске, главная награда была отдана швейцарцу с японскими корнями Дэвиду Фавроду / David Favrod за проект Gaijin, главная интенция которого – довольно популярная тема поисков собственной идентичности в процессе (ре)конструирования памяти. Помимо Гран-при во второй раз здесь вручался приз за Лучшую фотокнигу года. «За необычный синтез идей и нового, небуквального подхода к фотографическому изображению» была награждена книга Disassembly Павла Боуника / Paweł Bownik, репрезентирующая процесс расчленения тропических цветов и экзотических растений на части и приведения их к прежнему виду с помощью искусственных средств – проволоки, нити, клейкой ленты. Ни много ни мало, рефлексия о темном, деструктивном начале человеческого стремления к познанию природного.
Не обошлось на фестивале и без воркшопов и круглых столов. В качестве кураторов мастер-классов были привлечены члены фотоагенства Magnum Алекс Уэбб / Alex Webb и Ребекка Норрис Уэбб. Дискуссионная панель Future Photo Show концентрировалась вокруг темы будущего, к обсуждению которой были приглашены художники-визионеры, создающие футурологические изображения, и среди них такие звезды, как Филлип Толедано / Phillip Toledano, Винсент Фурние / Vincent Fournier и Кобас Лакса / Kobas Laksa.
Фотофестиваль в г. Лодзь проходит с 5 по 15 июня.