Основанная во Франции, а ныне одна из самых авторитетных в фотографическом мире организация LensCulture ежегодно присуждает несколько премий. Итоги одной из них, в центре внимания которой новые таланты и восходящие звезды, подведены 31 июля международным жюри. Среди тысяч заявок, присланных на конкурс из 94 стран мира, были выбраны 50 лучших, авторы пяти из которых (по одному от каждого члена отборочной комиссии) были отмечены особыми денежными грантами.
Фаворитом Джима Каспера / Jim Casper – основателя и директора LensCulture, всегда входящего в состав жюри любого конкурса организации, стал датчанин американского происхождения Андреас Олесен / Andreas Olesen. Его серия Estate вписывается в один из ведущих трендов современной фотографии, связанный с использованием и трансформацией архивных материалов, но при этом, благодаря технической изобретательности автора, обладает долгожданной новизной. Проект представляет собой серию фотографий анонимных негативов, помещенных на стекло и снятых на диапозитивную пленку на фоне актуальных ландшафтов. При этом негативы на результирующем изображении остаются аутентичными, обращаясь в позитивы, фон же становится негативным и расфокусированным. Подобная методологическая находка порождает множественные смыслы, отсылающие как к вопросам о природе самой фотографии, так и к феноменам напрямую с этой природой связанными – времени, истории, памяти.
Те же темы памяти, истории, времени, остроумно обыгранные у Андреса Олесена, присутствуют в другой серии-победителе – Another November британки Лауры Стивенс / Laura Stevens. Здесь однако же они не тяготеют к абстрактным формам, а обретают самые чувственные и конкретные черты. Это не реставрация прошлого, но реставрация себя. Снятые женщиной и о женщинах, игровые в самом кинематографическом смысле снимки повествуют о потерянной любви и переживании этого болезненного исчезновения. Визуализации подвергается процесс в его протяженности – от безысходного и тупого отчаяния в ностальгии о прошлом до ощущения себя одинокой, но свободной женщиной, стоящей на пороге неопределенного будущего. Отдавший этой работе предпочтение редактор TIME Lightbox Оливье Лоран / Olivier Laurent высоко оценил то, что через тщательно сконструированные изображения и захватывающие образы, просвечивает прежде всего душа художницы, ее стремления и сомнения.
Другие три серии, получившие особую оценку жюри, могут быть названы в полной мере документальными и гуманистическими. История американского фотографа Нэнси Бороуик / Nancy Borowick посвящена ее родителям, страдавшим онкологическим заболеванием. Cancer Family –глубоко личная, рассказанная с чувством юмора и полная человеческого тепла история о жизни и смерти, вере и смирении.
Созвучной этой серии оказалась работа Looking for Alice Шан Дейви / Sian Davey. В портретных снимках своей дочери и повседневных зарисовках о семейном быте Дейви повествует о непростом испытании – рождении и воспитании «несовершенного ребенка», о коллизии личных чувств и социальных условностей. При взгляде на череду безупречных по колориту, свету и композиции снимков считывается почти пасторальное эссе о детстве, семье и любви. Только после прочтения сопроводительного текста открывается его острая проблематика.
Не лишен социального подтекста и проект Scrublands Антуана Бруи / Antoine Bruy. Объектом фотографа стали люди-отшельники, отрицающие современную цивилизацию с ее интенцией к потреблению и перепроизводству и избравшие автономный образ жизни на лоне дикой природы. Взгляд автора, тем не менее, лишен политического пафоса, он отнюдь не идеализирует своих утопических героев. Стремясь к объективности, Бруи показывает их жизнь во всем противоречии, а выстраиваемый им нарратив скорее поэтичен, нежели критичен. И, возможно, самое важное здесь – снова категория времени, о которой так часто приходится говорить в свете фотографии. Время здесь будто превратилось в вечность, утратив свою линейность и вернувшись в циклический земледельческий ритм.
Все 50 победивших проектов LensCulture's Emerging Talents 2014 будут представлены на итоговой выставке в Барселоне, изданы в виде книги и станут частью скринигов многих международных фотофестивалей.