Никакой иной вид живых существ, кроме Homo sapiens, не способен создавать произведения искусства, и это дает все основания полагать, что базовые свойства этого феномена человеческой культуры заложены в самой природе человека. Одним из таких свойств, которое иначе называют немотивированной (то есть в меньшей степени осознанной) функцией, является стремление к гармонии, ритму и соразмерности, что было зафиксировано еще в «Поэтике» Аристотеля. Процесс гармонизации мира и человека, будь то субъекта творчества или субъекта, это творчество созерцающего, тесно связан с целительной силой искусства или в терминах эстетической теории – его компенсаторной функцией.
Отходя от общих и наукообразных понятий, в попытке приблизиться к самой насущной и осязаемой витальности отдельного человека, нетрудно заметить, что терапевтический заряд художественного творчества, актуален, прежде всего, в отношении душевных недугов. Именно поэтому «лечение искусством» было до некоторой степени освоено в психотерапевтической практике. Вместе с тем, связь психических расстройств и природного таланта к созданию художественных произведений, неоспорима, и история искусства знает тому немало примеров.
В отношении фотографии все вышеназванное равно справедливо. Фототерапия в последние десятилетия стала одним из действенных методов психотерапевтической коррекции. Однако же большее внимание привлекает явление «терапевтической фотографии», которая исключает участие профессионального терапевта и становится персональным инструментом самостоятельного самопознания и самоисцеления автора. Такой подход к созданию фотографических серий, закономерно ведущий к глубоко личному содержанию и откровенному их характеру, предъявил фотографической общественности немало новых талантливых имен. Достаточно хотя бы вспомнить темы проектов-победителей последней премии LensСulture – переживание онкологического заболевания, рождение ребенка с синдромом Дауна, реабилитация разбитого сердца. Но не смотря на несомненную силу и глубину этих и других подобных проектов, их прочное местоположение в современной фотографии, в тени оставалась другая сторона проблемы, а именно – как фотографическая практика может помочь отдельным людям, имеющим не просто временные нервные расстройства, но уже диагностированные клинические патологии, о которых не было принято говорить вслух до недавнего времени. До тех самых пор, пока в 2012 году нью-йоркский фоторедактор Даниель Харк / Danielle Hark не основала фотографическое он-лайн сообщество Broken Light Collective для людей, страдающих психическими расстройствами. Будучи с детства подверженной депрессивному синдрому, меж тем, называемому «чумой XXI века», Харк знала о мощной терапевтической силе фотографии не понаслышке.
Вряд ли кто-то станет спорить, что «патологии души» и в наше время остаются в сознании «здоровых» людей маргинализированными. Поэтому главной задачей новой платформы было конструирование безопасного пространства для фотографов любого уровня, приглашенных к экспонированию работ; обмену если не опытом, но чувствами; вдохновению не только на занятия фотографией, но и на поиск сил для выхода из кажущихся безнадежными психических состояний.
Фотографии галереи структурированы по хронологическому принципу и по типу ментального расстройства их отправителей, география которых предсказуемо широка и насчитывает около 150 стран. Список включает два десятка диагнозов, среди которых депрессия, тревожное и паническое расстройства, шизофрения, аутизм, разные виды зависимостей. Каждый снимок дополнен историей болезни, то есть создания, и открыт для комментариев и эмпатии.
Остается лишь добавить, каков главный целебный ингредиент терапевтической фотографии, отмеченный ее исследователями и испытателями. Едва ли не любая душевная болезнь отрывает его носителя от «реального мира», делая из него заложника прошлого, будущего, многочисленных страхов и параной. Камера и ее способность фиксировать присутствие вещей в настоящем моменте – именно то, что возвращает человека к самому себе из воображаемого мира. И не в последнюю очередь, визуализация и символизация тревог, отчуждаемых камерой в осязаемое изображение, становится методом их изгнания или приручения, что порождает невольную ассоциацию фотографирования с ритуалом экзорцизма.
В нью-йоркской галерее Fountain Gallery проходит первая офф-лайн выставка работ, опубликованных в сообществе Broken Light. Названная без изысков экспозиция Из темноты к свету / From Darkness to Light открыта для посещения до 13 августа.