Мы построили выставочную программу этого года так, чтобы в ней были группы выставок, многогранно представляющих «ценности» нашей жизни.
Первая среди них — История. Мы благодарны Павлу Владьевичу Хорошилову, московскому коллекционеру, выбравшему для представления на фестиваля crème of the crème первых пятидесяти лет истории русской фотографии. Выставка «Фотография в России. 1840—1910» впервые знакомит зрителей на Юге России с представительным «алфавитом» имен авторов, заложивших основы отечественной фотографии. Все произведения, которые представлены на этой выставке, — оригинальные отпечатки, выполненные фотографами и в их ателье в позапрошлом — начале прошлого веков.
В 2014 году мир отмечает столетие Первой мировой войны. Она стала переломом в истории всех стран-участниц; потери той войны остались невосполнимыми. Но сегодня в разных странах история той войны, названной впервые на пяти континентах одинаково — «Великой», — известна в разной степени. Мы представляем выставку французского фотографа Гийома Юбера, работающего с историками-любителями, реконструкторами, по всей Европе. Вторая экспозиция — из обширного собрания Павла Владьевича Хорошилова. Это фотографии из уникального альбома, собранного на войне как визуальный отчет о жизни армии и тех земель, где шли боевые действия, о воинах Алексея Алексеевича Брусилова, русского генерала, покрывшего славой русское оружие своими операциями в Юго-Восточной Европе.
Отдельный блок выставок этого года — Россия ХХ века. Мы представляем работы классиков отечественной фотографии, Алексея Васильева, известного фотографа-пейзажиста, художника, и Владимира Вяткина, фотожурналиста, чье имя известно во всем мире. В этом же блоке выставка партнера фестиваля, культурного проекта «РУСС ПРЕСС ФОТО», представляющая классику советской и российской фотожурналистики — работы отечественных победителей международного конкурса репортажной фотографии World Press Photo.
Коллекция выставок «Мир вокруг и внутри меня» — это истории авторов из Канады, Латвии, Японии и России, демонстрирующие любопытство к внешнему миру и разнообразие внутренних состояний человека во время открытия окружающего пространства — от восторга воздухоплавателя, обозревающего планету с высоты птиц (экспозиция Сергея Ястржембского) до осознания одиночества человека в городе, на «сцене жизни» — у латышского фотографа Яниса Дейнатса. Идея канадского фотографа Сержа Клемана, снимающего города, отражения человека в витринах и окнах, точно передает тему нашего фестиваля: только в мгновениях человеческого бытия есть жизнь, все вокруг нас имеет ценность только в человеческом измерении. А японский автор Шигеру Йошида знакомит зрителей с японским феноменом коллективной молитвы, когда человек обращается к природе, примиряя себя с планетарными катаклизмами, обретая единую с миром гармонию, даже после страшных событий, какими были землетрясение и цунами 2011 года.
Цивилизация создана современным человечеством ради блага. Цивилизационная активность человека не всегда продумана, далеко не всегда оценены риски наших преобразований природы. Но невозможно не согласиться, что цивилизация есть всеобщая ценность, воплощение гениальных открытий индивидуального разума. Именно триумфальным объектам технологической деятельности современного человечества посвящены три проекта фотографов Европы и Америки. Швейцарец Лука Заньер представляет скрытую от глаз красоту станций, производящих энергию для нашей жизни. Американский фотограф Джейми Стиллингз документирует этапы беспрецедентного строительства моста, переброшенного над гигантской пропастью каньона в Колорадо. Немецкий фотограф Томас Кельнер портретирует в своем неповторимом стиле знаменитые памятники архитектуры; самим методом съемки он акцентирует сложность их структуры и многообразие их восприятия.
Ежегодно PhotoVisa принимает у себя в гостях фотографию из далеких стран, знакомит российских зрителей с панорамой современной фотосцены других континентов. PhotoVisa впервые в России показывала коллекцию выставок фотографии стран Центральной и Южной Америки, современную австралийскую фотографию. В этом году пришло время Африки. Три проекта — из Италии, Бельгии и ЮАР — три признания в любви природе и культуре африканского континента. Франческо Джусти знакомит зрителей с феноменом уличной моды, актом виртуального единения с миром, преодолевающего реалии тяжелой жизни простых людей в Конго. Ханна Патон представляет портреты королев племен, населяющих Южную Африку, ставя зрителей перед парадоксальными ситуациями сохранения племенных традиций под оболочкой ценностей современной цивилизации. Вим де Шамфеле создает портреты целых деревень в заповедных уголках Африки. С его фотографии сотни глаз людей, других, красивых и гордых, одетых и ведущих себя иначе, чем жители скученных мегаполисов, наблюдают за нами, зрителями.
И если ценность цивилизации для каждого человека может показаться кому-то предметом для дискуссии, то культура — есть отличительная категория человечества в биологическом мире. Культура делает нас людьми. Ее богатства, особенно нематериальные, очень хрупки, их легко разрушить, стереть с поверхности земли и из людской памяти. Но это на первый взгляд. Именно культурные коды, их укорененность в памяти человека, позволяют ему вернуться к себе после самых страшных испытаний. Культуре, ее разнообразию и глубинам, посвящены проекты приглашенных в этом году художников из пяти стран: Аргентины, Германии, Израиля, Испании и США. Каллиграфия знаков, которые только человек может создать и наделить смыслами, — в фотографии Юрия Бродского; диалоги между отражениями реальности и нашим воображением ее — у Адрианы Гордон; призраки музейных произведений, следующие за зрителями по залам храмов культуры, — в фотографиях Андреса Вертхайма; апокалиптические видения, навеянные кинематографом ХХ века, Макса де Эстебана и иронические картины соседства повседневной жизни простых людей и глянцевой рекламы Натана Двира — все это о нас и наших культурных кодах, ценностях современной и традиционной культуры.
Фестиваль собрал в коллекцию «Личное» семь выставок, говорящих о самом дорогом, что есть в человеческой жизни, — о семье, доме, о понимании себя. В этой коллекции проекты перформансиста, «танцующего фотографа» из Республики Корея Юнгхо Канга; «опыты жизни» московского куратора и теоретика фотографии Владимира Левашова; множественные мгновения жизни внутри семейных гостиных, спрессованные до портрета дома внутри одной фотографии исландского фотографа Шарлотты Хауксдоттир; признание в любви своей малой родине, селению Чекон, затерянному в горах, краснодарского автора Бориса Мальцева; дневник-коллекция счастливых моментов жизни грузинского фотографа Давида Месхи; возвращение в детство на старых фотографиях современных взрослых, воссозданное ими со скрупулезной точностью под руководством аргентинского фотографа Ирины Вернинг; сохранение воспоминаний о близких людях в портретах их вещей, прядей их волос, методичное, как поклонение романтиков XIX века предмету своей любви, в фотографиях чешского автора Габриэлы Колчавовой.
В этом году PhotoVisa расширила число специальных выставочных программ, добавив к ним проект «Диалоги», в котором кураторы фестиваля знакомят на одной выставочной площадке фотографов и художников из разных стран, которые до фестиваля никогда не встречались и не были показаны вместе. В этом году площадкой для флуктуации новых энергий выбран концепт-бутик GINGO в Краснодаре, а героями стали медиа-художники Забо Шабиланд из Франции и Марсель ван дер Флюкт из Нидерландов, бразильский фотограф-философ Леопольдо Пленц и финские художники Марко Меларди и Саара Салми, основатели проекта «Ателье О. Хаапсала. Неовикторианская фотография».
В число спецпроектов фестиваля включена выставка многолетнего партнера PhotoVisa, старейшего профессионального журнала по фотографии в России Foto&Video. Его первый номер вышел в 1997-м, и с того же года ежемесячно Foto&Video проводит конкурсы фотографии, результаты которых публикуются на его страницах. Проведение открытых конкурсов журнала, начавшись как проект, обращенный к массовому читателю, с годами превратилось в настоящий мониторинг актуальной фотографической художественной ситуации в России и странах, связанных с нашей страной давними фотографическими традициями.
Ежегодный специальный проект — знакомство гостей фестиваля и зрителей с молодыми авторами Краснодара. В этом году фестиваль представляет под своей эгидой инсталляцию Екатерины Осюшкиной «Милый мой дедушка, пишу тебе письмо» и выставку трех молодых фотографов Анны Игумновой, Кристины Межениной и Лизы Романовой, которые любят фотографию, делают фотографию, общаются с миром с помощью фотографии, показывая ею больше, чем могут видеть сами.
Каждый год по итогам портфолио ревю фестиваль готовит выставку победителя ревю и показывает ее на следующий год. Оргкомитету фестиваля очень приятно, что в прошлом году большинство экспертов портфолио ревю безоговорочно назвали проект Ольги Ингуразовой, посвященный древней и возрождающейся Абхазии, выставкой 2014 года.
Мы надеемся, что выставочная программа Международного фестиваля фотографии PhotoVisa 2014 окажется наполнена личными открытиями для наших гостей и зрителей.
Евгений Березнер,
руководитель фестиваля PhotoVisa
Ирина Чмырева,
арт-директор фестиваля PhotoVisa