В известной французской галерее Galerie Perrotin, располагающей несколькими выставочными пространствами в разных концах заменого шара, открылась персональная выставка концептуалистки Софи Каль / Sophie Calle, на этот раз в Гонконге.
В экспозиции зрителям предложены как широко известные работы художницы, так и новые творения. Так одна из стен экспозиционного пространства полностью закрыта многочисленными снимками из проекта «Банкомат» / Cash Machine, начатого художницей в 1988 году и дополненного спустя 6 лет фильмом «Незаконченное» / Unfinished, который она сняла совместно с итальянцем Фабио Балдуччи / Fabio Balducci. Изначально проект состоял из ряда задокументированных скрытой камерой портретов людей, совершающих операции в банкоматах. По словам Каль, это была серия мимолетных вторжений в повседневный опыт людей, который весьма схож с актом входа в исповедальню. Однако для сохранения собственного художественного стиля художнице этого было недостаточно – ей требовалось добавить что-то к этой документации, и этим чем-то стало видео. Ткань фильма – диалоги, в ходе которых Каль задавала своим респондентам – банковским служащим и обычным пользователям банкоматов – вопрос о том, что они чувствуют и о чем думают во время транзакций, дабы соотнести описания с зафиксированным на скрытые камеры, а также обнажить некоторую сентиментальность процесса. По мере развертывания интервью разоблачается восприятие людьми ценности денег как таковых, а также вскрывается табуированный характер обсуждаемой темы.
Тему отношения к деньгам и его влиянию на мотивацию и поведение людей художница продолжает в двух новых работах, созданных для выставки – «Самоубийство» / Suicide и «Секрет» / Secret. В основе Suicide лежит установленный полицией факт того, что решившиеся на самоубийство из-за безответной любви отличаются от тех, для кого мотивом являются денежные долги. «Любовные» утопленники чаще всего в последний момент хотят изменить свое решение – цепляясь пальцами за пирсы, утопленники-должники идут на дно, как бетонная плита.
Secret, с другой стороны, представляет собой два сейфа, установленные в доме влюбленной пары. В каждом из сейфов лежит свидетельство о секрете, которым поделился с Каль каждый из партнеров. Любовники будут вынуждены жить вместе, зная о тайне другого, которая в то же время еще и находится в непосредственной близости без возможности ее раскрыть (кодом к сейфу обладает только художница). При этом восприятие самого художественного произведения является будто бы удвоением описанной ситуации: произведение не может быть увидено полностью, но при этом должно быть разгадано.
Своеобразным раскрытием тайны, откровением стал для героев проекта «Увидеть океан» / Voir la mer (2010) опыт созерцания морской глади. Каль сняла 15 почти статичных видео-портретов, на которых люди, живущие и работающие в Стамбуле, впервые созерцают стихию. Зритель видит их сначала со спины, затем те медленно разворачиваются. На их лицах написан след «первого раза» – след, оставленный ритуальным событием, подобным инициации.
Софи Каль с конца 1970-х годов работает с фотографией, видео, текстами, объектами. Ее работы демонстрировались на многочисленных персональных выставках, международных фестивалях; обладательница множества международных премий и наград в том числе знаменитой Hasselblad Award (2010).
Выставка продлится до 10 января 2015 года.