Lieko Shiga // RASEN KAIGAN from haveanicebook on Vimeo.
RASEN KAIGAN | album
Photographs by Lieko Shiga
8,000JPY | 257 × 364 mm | 280 page | hardcover
Art Director: Daishiro Mori
ISBN: 978-4-903545-92-9
Published in March 2013
Быстро пролистать, захлопнуть, преодолеть неловкий испуг и с любопытством первооткрывателя начать смотреть заново — рецепт для «чтения» «Расен Кайган/Альбом» Лиэко Сиги.
Зритель в сумерках потерпел кораблекрушение на неведомом побережье и делает первые нетвердые шаги в пространстве. Камни, дыры в земле, отсутствие дневного света, люди сообща и врозь совершающие странные действия, дикие и домашние растения, неопознанные предметы, снова камникамникамни мелькают друг за другом — каждая новая страница сбивает путника.
«Спиральное побережье» — это визуально современное повествование, отчаянно старающееся оставаться непонятным до самой последней страницы, через каждый кадр в котором прорывается хтонический ужас.
Действие разворачивается нигде или где угодно на планете, хоть из описания проекта мы и держим в голове информацию о вполне конкретном регионе — окрестностях Китакамы в Японии. Резкая, иногда дрожащая, мерцающесверкающая фотография, иногда абсолютно полностью выбитая вспышкой — остановленные мгновения из страшных снов Земли, которая, может единственная, является главным героем в истории. Остраненые природные ландшафты и люди, потерянные и пытающиеся заключить мирный договор со своим пространством, давно оставившие надежду овладеть им, поработить. Строительство домов, приручение животных, разведение деревьев и цветов — очеловечивание любого куска суши — всё это разбивается в считанные секунды о природные катаклизмы, влекущие за собой чудовищные техногенные катастрофы. Японцы — островитяне, живущие на краю земли, исторически тоньше и чутче в отношениях со стихией, чем, например, европейцы. Люди в руках природы — песчинки, любое действие может родить чудовищное противодействие. Из моря выйдет монстр, всех сожрет и затопчет пару городов.
Лиэко, с одной стороны, актуализирует в очередной раз разговор о документальном в фотографии. Всё что мы увидели — это было? Или это срежиссировано, выстроено, а, может, вклеено в фотошопе или вообще как? С другой стороны, это лишь одна из мыслей, которую хочется подумать в связи с этой работой. И, в конце концов, зритель, расслабляется и получает визуальное удовольствие от изображений, царапающих, цепляющихся. Их потом очень трудно забыть. Собранная в книгу, эта история не распадается на несметное количество странных фотографий, а начинает говорить, как настоящая история или сказка. Драматургия простроена, предыдущая страница связана со следующей — одно в другое перетекает. Такой визуальный язык выбирают многие, но в погоне за странностью, желанием удивить, за красивой картинкой, у авторов теряется смысл и изображения уходят в формализм. «Спиральное побережье» завораживает именно наличием глобальной идеи, выраженной исключительно фотографически. Кощунственно было бы утяжелять это игрой в дизайн.
Фотокниги со сложным дизайном, в твердых обложках, с золотым тиснением, со снимками напечатанными на цветной бумаге, кверху ногами или задом наперед, разворачивающиеся в постер, книги о книгах — ко всему этому современный зритель привык и от каждого нового издания ждёт выкрутас. Фотокнига Лиэко Сиги сделана шокирующе просто, как фотовыставка, на которой тебе не предлагают откопать фотографию, рассмотреть её через бинокль или найти в шкафу среди одежды — все фотографии скромно висят на стене в рамах! Это всего лишь толстый журнал: мягкая обложка и плотная бумага, одна или две фотографии на развороте, сверстанные практически всегда на вылет. Но это вовсе не значит, что всё получилось скучно — это необходимость, это выводит на первый план саму фотографию. Сделать просто кажется тоже очень сложным, имея в поле зрения столько современных приёмов и материалов, нужно быть строгим и точным.
Здесь есть свои очаровательные, маленькие ходы, на которые не сразу обращаешь внимание. Например, дизайнер готовит зрителя к просмотру — у книги не только черный форзац, но и ещё некоторое количество первых страниц черные, постепенно на них появляется плохо читаемый текст. Пролистываешь их быстро с ожиданием, как рекламу в журнале. Здесь ничего нет, но скоро все начнется! А потом все — книга засасывает в воронку. «Альбом» можно смотреть много раз, открывая новое, читая знаки иначе, рассматривая цвета и их отсутствие, ставя вопросы об отдельных изображениях или раздумывая в целом о дизайне и даже просто уходя в себя, рефлексируя о своих страхах. И вдруг, о ужас, фотографии заканчиваются — мы снова упираемся в черные страницы — с мелким текстом — потом исчезает и он. Чернота. Ничто. Провал. Конец.